Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2016 N Ф08-8774/2016 по делу N А20-4753/2015
Требование: О признании недействительным соглашения о предоставлении субсидии, применении последствий недействительности сделки в виде возврата денежных средств в бюджет.
Обстоятельства: Прокурор ссылался на то, что гражданин при подаче заявки на получение гранта из бюджета указал, что не осуществляет предпринимательскую деятельность, что является недостоверными сведениями.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку осуществление гражданином данного вида деятельности подтверждено сведениями ЕГРИП.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2016 г. по делу в„– А20-4753/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Чесняк Н.В., при участии от ответчика - индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Бишенова Исмагила Токановича (ИНН 071507574591, ОГРНИП 313071819000081) - Умарова А.В. (доверенность от 06.02.2016), в отсутствие истца - заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, ответчика - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Бишенова Исмагила Токановича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу в„– А20-4753/2015 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.В., Сулейманов З.М.), установил следующее.
Заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минсельхоз КБР) и индивидуальному предпринимателю (главе крестьянского (фермерского) хозяйства) Бишенову И.Т. (далее - Бишенов И.Т.) со следующими требованиями:
- признать недействительным соглашение от 27.12.2013 в„– 82 о предоставлении Бишенову И.Т. гранта (субсидии) в размере 500 тыс. рублей;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания Бишенова И.Т. возвратить в федеральный бюджет 439 580 рублей 50 копеек, в республиканский бюджет - 60 419 рублей 50 копеек.
Решением от 31.05.2016 (судья Цыраева Ф.А.) в иске отказано. Суд пришел к выводу, что несоответствие условий спорного соглашения приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) от 22.03.2012 в„– 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166" (далее - приказ в„– 197) и приказу и. о. министра сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 в„– 87 "Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи" не влечет его недействительность на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ; Кодекс).
Постановлением апелляционного суда от 05.09.2016 решение от 31.05.2016 отменено, иск удовлетворен. Суд пришел к выводу, что нарушение при заключении спорной сделки положений названных приказов влечет ее недействительность, денежные средства должны быть возвращены ответчиком в соответствующие бюджеты на основании статьи 167 ГК РФ и статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В кассационной жалобе Бишенов И.Т. просит отменить постановление и оставить в силе решение. По мнению заявителя, выводы апелляционного суда о недействительности соглашения не обоснованы, поскольку указанные приказы не относятся к правовым актам, содержащим нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), нарушение которых может служить основанием для вывода о недействительности сделки. Суд неправомерно не принял в качестве письменных доказательств представленные ответчиком светокопии документов. Ответчик не нарушил условия указанных приказов, так как, несмотря на регистрацию в качестве предпринимателя, фактически в период с 2011 по 2014 годы он предпринимательскую деятельность не вел. Сумма полученного по спорному соглашению гранта использована ответчиком в соответствии с его целевым назначением. Приказ в„– 197 не устанавливает последствий несоблюдения условия о том, что грант может быть предоставлен лицу, не осуществлявшему ранее предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя. Данный приказ в редакции от 26.11.2014 предусматривает возможность предоставления гранта лицу, которое занималось предпринимательской деятельностью в совокупности не более 6 месяцев в течение последних трех лет. Таким образом, воля законодателя не была направлена на безусловное ограничение прав на получение гранта заявителем.
Прокурор в отзыве отклонил доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании 14.12.2016 объявлен перерыв до 16 часов 20.12.2016.
Изучив материалы дела и выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что в соответствии с соглашением, заключенным Минсельхозом России и Правительством Кабардино-Балкарской Республики "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" от 22.03.2013 в„– 262/17, и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 в„– 83-ПП "О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы" и от 20.04.2012 в„– 82-ПП "О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах", приказом министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2013 в„– 24 образована конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы".
На основании приказа в„– 197 приказом и. о. министра сельского хозяйства КБР Шетова М.Н. от 14.11.2013 в„– 87 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи (далее - Порядок).
Приказом в„– 197 и Порядком утверждены условия участия в отборе заявителей, претендующих на получение гранта в качестве финансовой поддержки начинающим фермерам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу пункта 2.1 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (утверждены приказом в„– 197; далее - Условия) в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - заявитель) с приложением документов, подтверждающих, в том числе, соблюдение следующего условия: заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации.
В пункте 3 Порядка также нашло отражение это условие: заявитель не должен был осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем коммерческой организации.
Бишенов И.Т. обратился с заявкой на участие в конкурсном отборе.
По результатам конкурсного отбора (протокол от 25.12.2013) Минсельхоз КБР и Бишенов И.Т. заключили соглашение от 27.12.2013 в„– 82 о предоставлении гранта в размере 500 тыс. рублей; данные денежные средства перечислены ответчику (средства федерального бюджета в размере 439 580 рублей 50 копеек, средства республиканского бюджета - 60 419 рублей 50 копеек).
В результате прокурорской проверки установлено, что Бишенов И.Т. при подаче заявки на участие в конкурсном отборе в пункте 10 заявки указал недостоверные сведения о том, что он не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем коммерческой организации. По данным Управления Федеральной налоговой службы по КБР Бишенов И.Т. с 2004 по 2013 годы являлся индивидуальным предпринимателем.
Ссылаясь на нарушение при заключении соглашения от 27.12.2013 пункта 2.1 Условий, утвержденных приказом в„– 197, и пункта 3 Порядка, прокурор в рамках полномочий, установленных статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском о признании названной сделки недействительной и возврате денежных средств в соответствующие бюджеты в порядке применения последствий недействительности сделки.
В силу части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 3 ГК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу (пункт 2). Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и иным законам (пункт 3). На основании и во исполнение Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (пункт 4).
Со ссылкой на указанные нормы ГК РФ суд первой инстанции пришел к выводу, что установленные приказами Минсельхоза России и Минсельхоза КБР требования к заявителям не относятся к перечисленным в статьях 3 и 168 ГК РФ законам или иным правовым актам, в связи с чем требование о признании сделки недействительной не может быть удовлетворено.
Однако в силу пункта 7 статьи 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Статья 78 БК РФ (часть 2) устанавливает, что субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Условия утверждены Минсельхозом России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" (далее - Правила в„– 166). В силу пункта 2 (подпункт "б") Правил в„– 166 "заявитель" - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным Минсельхозом России.
Таким образом, спорное соглашение о выделении субсидии Бишенову И.Т. противоречит акту Минсельхоза России, изданному во исполнение постановления Правительства Российской Федерации и на основании норм БК РФ.
Следовательно, доводы о неприменимости для такого случая нормы пункта 2 статьи 168 ГК РФ не обоснованы.
Оспариваемый договор, кроме того, нарушает законные интересы государства по адресному и целевому использованию бюджетных средств, предназначенных для поддержки начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики, то есть посягает на публичные интересы.
Таким образом, апелляционный суд правомерно признал спорную сделку недействительной (ничтожной) на основании статьи 168 ГК РФ и применил предусмотренные статьей 167 Кодекса последствия недействительности сделки.
Ссылка на редакцию приказа в„– 197 от 26.11.2014, не действовавшую на момент заключения спорного соглашения, неправомерна. Кроме того, данная редакция предусматривает возможность предоставления гранта лицу, которое занималось предпринимательской деятельностью в совокупности не более 6 месяцев в течение последних трех лет, в то время как Бишенов И.Т. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 2004 по 2013 годы.
Довод о том, что Бишенов И.Т. фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет, отклоняется.
Согласно пункту 4.2 Порядка в целях подтверждения соответствия заявителей условиям, указанным в пункте 3 Порядка (в том числе, спорному условию о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение последних трех лет), организатор запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия в Управлении Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике следующие документы: свидетельство о государственной регистрации КФХ; свидетельство о постановке на налоговый учет; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 3 Условий, утвержденных приказом в„– 197, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2 Условий, устанавливается субъектом Российской Федерации.
Таким образом, из названных норм следует, что доказательством соблюдения или несоблюдения спорного условия являются сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, то есть сведения о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, а не сведения о фактическом ведении претендентом на грант предпринимательской деятельности.
При изложенных обстоятельствах кассационный суд не находит оснований для отмены обжалованного постановления.
Руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу в„– А20-4753/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Бишенова И.Т. в доход федерального бюджета 3000 рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------