Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.12.2016 N Ф08-9104/2016 по делу N А77-747/2015
Требование: О признании незаконным бездействия администрации, обязании подготовить и направить проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Обстоятельства: Администрация отказала обществу в приватизации спорных участков, ссылаясь на отсутствие полномочий по их отчуждению и разделу.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество вправе приобрести участки в собственность по льготной цене. Администрация не доказала, что продажа спорных участков обществу невозможна в связи с их ограничением в обороте.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чеченской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2016 г. по делу в„– А77-747/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Шанс-Агро" (ИНН 2008235939, ОГРН 1032001001053) - Кузнецова В.П. (руководитель, паспорт), в отсутствие заинтересованного лица - администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики (ИНН 2020002049, ОГРН 1022002341382), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 28.03.2016 (судья Зубайраев А.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Джамбулатов С.И.) по делу в„– А77-747/2015, установил следующее.
ООО "Шанс-Агро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением к администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики (далее - администрация) со следующими уточненными требованиями: признать незаконным бездействие администрации по вопросу принятия решения в выкупе земельных участков, в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон);
- подготовить и направить в адрес общества проекты договоров купли-продажи земельного участка площадью 11 434 кв. м с кадастровым номером 20:08:1802002:337, расположенного по адресу: Чеченская Республика, Наурский муниципальный район, ст. Наурская, ул. Калинина, 1 г и площадью 2217 кв. м с кадастровым номером 20:08:1802002:336, расположенного по адресу: Чеченская Республика, Наурский муниципальный район, ст. Наурская, ул. Калинина, 1б, с указанием выкупной стоимости в размере 2,5% от их кадастровой стоимости.
Решением от 28.03.2016, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2016, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы следующим. Обществу на основании распоряжения администрации от 03.08.2001 в„– 123 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 34 тыс. кв. м с кадастровым номером 20:08:1802002:0020. В результате изъятия части участка площадью 2,03 га для строительства стадиона "имени Х. Исаева", по заявлению общества сформированы три новых, на два из которых (кадастровые номера 20:08:1802002:337 и 20:08:1802002:336) за обществом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. Суд установил, что на земельном участке с кадастровым номером 20:08:1802002:337 расположен объект недвижимости (кафе-магазина площадью 312,7 кв. м), принадлежащий заявителю на праве собственности. Общество трижды в срок до 01.07.2012 обращалось в администрацию с заявлением о переоформлении права пользования землей, в то время как администрация необоснованно уклонялась от такого переоформления, следовательно, заявитель вправе приобрести земельные участки в собственность по льготной цене. Администрация не представила суду доказательств того, что продажа спорных земельных участков обществу невозможна в связи с их ограничением в обороте. Исходя из положений пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса, обязанность по подготовке и направлению проекта договора купли-продажи возложена на уполномоченный орган.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Жалоба мотивирована следующим. Суд не учел, что стадион "имени Х. Исаева" является объектом муниципального значения и построен по целевой программе "Благоустройство территории Наруского района муниципального образования на 2011-2012 годы". Предоставленный на основании распоряжения администрации от 03.08.2001 в„– 123 земельный участок с кадастровым номером 20:08:1802002:0020 общество использовало не по целевому назначению. Спорный объект (кафе-магазин) под критерии, указанные в пункте 11 статьи 85 Земельного кодекса, не подпадает. Доказательства того, что данный объект предназначен для ведения сельскохозяйственного производства, общество не представило. Размещение на спорном участке кафе-магазина, с учетом его целевого назначения, не соответствует режиму использования земельного участка, в отношении которого установлен вид использования "для сельскохозяйственного производства". Обществу может быть предоставлен земельный участок только из земель сельскохозяйственного назначения или земель пашни по согласованию с министерством имущественных и земельных отношений Чеченской Республики.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на отсутствие оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является юридическим лицом, образованным путем реорганизации в форме преобразования КФХ "Шанс-К-В", о чем 12.03.2007 в Едином государственном реестре юридических лиц сделана запись в„– 2072033005669.
21 марта 2007 года обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 20 в„– 000545699, в соответствии с которым заявителю принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 34 тыс. кв. м с кадастровым номером 20:08:1802002:0020, предоставленный обществу на основании распоряжения администрации от 03.08.2001 в„– 123.
В связи со строительством администрацией на предоставленном обществу земельном участке объекта районного значения - стадиона "имени Х. Исаева" площадью 2,03 га (без решения в установленном порядке вопроса о его изъятии), заявитель предпринял меры по разделению земельного участка с кадастровым номером 20:08:1802002:0020 на три самостоятельных. Однако администрация отказала в разделе исходного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 19.12.2014 по делу в„– А77-1270/2014 признано незаконным бездействие администрации по вопросу выдачи разрешения на раздел земельного участка с кадастровым номером 20:08:1802002:0020; на администрацию возложена обязанность выдать обществу разрешение на раздел данного участка.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 20:08:1802002:0020 образованы три новых участка. За обществом произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 11 434 кв. м с кадастровым номером 20:08:1802002:337, расположенный по адресу: Чеченская Республика, Наурский муниципальный район, ст. Наурская, ул. Калинина, 1 г и площадью 2217 кв. м с кадастровым номером 20:08:1802002:336, расположенный по адресу: Чеченская Республика, Наурский муниципальный район, ст. Наурская, ул. Калинина, 1б.
После формирования данных участков общество 28.01.2015 обратилось в администрацию (вх. в„– 331) с заявлением о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 20:08:1802002:337 и 20:08:1802002:336 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
В письме от 18.02.2015 в„– 331 администрация отказала обществу в приватизации испрашиваемых земельных участков со ссылкой на то, что участки не разделены и у администрации отсутствуют полномочий по их отчуждению и разделу.
Считая отказ администрации незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие данного Кодекса.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (пункт 12 статьи 3 Вводного закона).
Пункт 2 статьи 3 Вводного закона (в редакции, действовавшей в спорный период) устанавливал обязанность юридических лиц (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность, в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Исследовав материалы дела и установив, что право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельные участки площадью 11 434 кв. м с кадастровым номером 20:08:1802002:337 и площадью 2217 кв. м с кадастровым номером 20:08:1802002:336, подтверждено документально, а право на переоформление законодательно закреплено, судебные инстанции обоснованно признали, что оспариваемый отказ не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает права общества.
В резолютивной части решения о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав (интересов) заявителя и в соответствии с приведенной процессуальной нормой суд возложил на администрацию обязанность подготовить и направить в адрес общества проекты договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков.
Размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка, так как согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи надлежащей заявки. Уполномоченный орган обязан в месячный срок со дня поступления такого заявления совершить действия необходимые для оформления земельного участка в собственность.
Как установили судебные инстанции, общество относится к субъектам, указанным в пункте 1 статьи 2 Вводного закона, для которых предусмотрен льготный порядок определения выкупной цены земельных участков. С заявлением о приобретении прав на испрашиваемые земельные участки заявитель обращался в администрацию трижды (21.01.2011, 19.12.2011, 14.05.2012), то есть до истечения срока, установленного законом (01.07.2012). Вместе с тем, администрация необоснованно уклонялась от предоставления испрашиваемых участков. С учетом изложенного, суд не усмотрел оснований для неприменения к отношениям сторон положений абзаца седьмого пункта 1 статьи 2 Вводного закона.
Доводы кассационной жалобы не принимаются, поскольку они не влияют на оценку законности принятых по делу судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения от 28.03.2016 и постановления от 30.08.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождена.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 28.03.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу в„– А77-747/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------