Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.12.2016 N Ф08-9349/2016 по делу N А63-12420/2015
Требование: О признании незаконным бездействия управления, обязании принять решения об утверждении схемы расположения земельного участка, его разделе и предоставлении в собственность.
Обстоятельства: Администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на проведение мероприятий по регистрации права федеральной собственности на участок. Встречное требование: О признании права собственности на участок за РФ.
Решение: 1) В удовлетворении основного требования отказано, так как отсутствуют основания для раздела участка; 2) Встречное требование удовлетворено, поскольку за РФ признано право собственности на объект, находящийся на спорном участке.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. по делу в„– А63-12420/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика (по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае) - администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901) - Божко О.Н. (доверенность от 23.10.2015), в отсутствие истца - закрытого акционерного общества "Ставмет" (ИНН 2636010449, ОГРН 1022601938787), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), третьих лиц - Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации города Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.06.2016 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу в„– А63-12420/2015, установил следующее.
ЗАО "Ставмет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Территориальному управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии в установленный законом срок решения об утверждении схемы расположения земельного участка;
- признать незаконным бездействия, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о разделе земельного участка площадью 38 242 кв. м с кадастровым номером 26:12:020101:61, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилые здания (литер А -административное, литеры Б, И и Л - складские, литеры В и М - весовые, литеры Г и Г1 - гаражи, литеры А1, Д, Е, К и Р - производственные, литер Ж - бомбоубежище), расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный обход, 40, в соответствии со схемой раздела на два земельных участка, площадью 37 195 кв. м и 1041 кв. м;
- признать незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 37 195 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный обход, 40, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61;
- возложить на управление обязанность в месячный срок принять решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о разделе земельного участка в соответствии со схемой раздела на два земельных участка площадью 37 195 кв. м и 1041 кв. м и о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 37 195 кв. м, а также подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи. Делу присвоен в„– А63-12420/2015.
Управление обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 38 242 кв. м с кадастровым номером 26:12:020101:61, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный обход, 40. Делу присвоен в„– А63-697/2016.
Определением от 25.02.2016 дела в„– А63-697/2016 и А63-12420/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен в„– А63-12420/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет), Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), ФГБУ "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю (далее - учреждение).
Решением от 23.06.2016, оставленным без изменения постановлением от 12.09.2016, в удовлетворении исковых требований общества отказано, требования управления удовлетворены. Отказ в удовлетворении требований общества мотивирован отсутствием предусмотренных действующим законодательством оснований для раздела земельного участка. В части требования общества о возложении на управление обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, суд пришел к выводу о том, что данное требование преждевременно, поскольку не проведена процедура предварительного согласования. Удовлетворяя исковые требования управления, суд пришел к выводу о том, что на земельном участке площадью 38 242 кв. м с кадастровым номером 26:12:020101:61 расположен объект недвижимости - бомбоубежище. Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.03.2013 по делу в„– А63-1660/2013 за Российской Федерации признано право собственности на объект недвижимого имущества - бомбоубежище. Установив, что на земельном участке с кадастровым номером 26:12:020101:61 расположен объект, находящийся в федеральной собственности, суд пришел к выводу о том, что указанный земельный участок также относится к федеральной собственности. При этом, право собственности в порядке разграничения возникло на весь земельный участок площадью 38 242 кв. м, на котором находится данный объект.
В кассационных жалобах комитет и администрация просят отменить решение и постановление в части удовлетворения требований управления, в указанной части принять новый судебный акт, которым отказать в иске. Жалобы мотивированы следующим. Орган местного самоуправления распорядился спорным объектом на основании пункта 10 статьи 3 Вводного закона (в редакции до 01.03.2015), как земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Последующая регистрация права на бомбоубежище за Российской Федерации не является основанием для закрепления за ней права собственности на весь земельный участок площадью 38 242 кв. м. В данном случае право федеральной собственности возникло на часть земельного участка площадью 1041 кв. м, находящегося непосредственно под бомбоубежищем. Поскольку на земельном участке имеются иные объекты, принадлежащие обществу, а не Российской Федерации, следовательно, орган местного самоуправления вправе распоряжаться земельным участок находящимся под этими объектами. В связи с этим утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусматривающая раздел земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61 с образованием земельного участка площадью 1041 кв. м и сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
В отзыве на кассационные жалобы управление указало на отсутствие оснований для отмены решения и постановления.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационных жалоб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации от 07.10.1992 в„– 1599 правопредшественнику обществу выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в Пелагиадской промзоне площадью 38 712 кв. м по фактическому пользованию. При внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, принадлежащем на основании свидетельства от 16.12.1992 в„– 1799 на праве постоянного (бессрочного) пользования АОЗТ "Ставмет", в государственный земельный кадастр внесены сведения о том, что участку присвоен кадастровый номер 26:12:020101:0025; это следует из перечня ранее учтенного земельного участка от 30.10.2002 и кадастрового дела 26:12:020101:25.
11 ноября 2004 года общество обратилось в администрацию с заявкой об уточнении площади и присвоении почтового адреса названному земельному участку.
18 ноября 2005 года администрация утвердила проект границ земельных участков. Постановлением главы города Ставрополя от 28.06.2006 в„– 2116 изменен почтовый адрес земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости с х. Вязники в Пелагиадской промзоне на ул. Северный обход, в„– 40. В пункте 2 постановления указано, что обществу в аренду на 5 лет предоставлен земельный участок площадью 38 242 кв. м под нежилыми зданиями (литер А -административное, литеры Б, И и Л - складские, литеры В и М - весовые, литеры Г и Г1 - гаражи, литеры А1, Д, Е, К и Р - производственные, литер Ж - бомбоубежище) по улице Северный обход, 40.
В период с 2005 по 2007 годы осуществлен раздел земельного участка 26:12:020101:25 с выделением из него земельного участка под железнодорожными путями (остальная территория вошла в состав участка, поставленного на кадастровый учет под кадастровым номером 26:12:020101:45) и перераспределение смежных земельных участков 26:12:020101:23, 26:12:020101:24 и 26:12:020101:45, в результате чего 13.11.2007 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 38 242 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный обход, 40, разрешенное использование - под нежилые здания; участку присвоен кадастровый номер 26:12:020101:61.
На основании постановления от 28.06.2006 в„– 2116 комитет и общество заключили договор от 26.02.2007 в„– 5603 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61 площадью 38 242 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный обход, 40, на срок до 27.06.2011. Договор зарегистрирован 11.01.2008.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 31.01.2008 серии 26-АЕ в„– 295153, 195150, 195369, 295371, 295370, 295372, 295152, 195367 и 295151 обществу на основании плана приватизации арендного производственного объединения "Вторчермет" от 23.07.1992, утвержденного решением комитета по управлению государственным имуществом Ставропольского края от 23.07.1992 в„– 304, договора купли-продажи на основании договора аренды от 06.08.1992 в„– 1, дополнительного соглашения о выкупе государственного имущества к договору аренды между концерном "Союзвтормет" и коллективом арендаторов "Вторчермет" от 24.07.1992 в„– 35, принадлежат на праве собственности административное здание, литера А, площадью 807,1 кв. м, производственные здания, литера А1, площадью 503,4 кв. м, литера Д, площадью 4008,2 кв. м и литера К, площадью 106,8 кв. м, гаражи, литеров Г и Г1, площадью 101,6 кв. м, кислородно-распределительная, литера Е, площадью 138,8 кв. м, склад для лома, литера И, площадью 18,1 кв. м, склад горюче-смазочных материалов, литера Л, площадью 24,6 кв. м, насосная, литера Р, площадью 25,2 кв. м.
За обществом также зарегистрировано право собственности на бомбоубежище, литера Ж, площадью 79,9 кв. м (свидетельство от 31.08.2008 серии 26-АЕ в„– 295368). Однако, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.03.2013 по делу в„– А63-1660/2013 за Российской Федерации признано право собственности на объект недвижимого имущества - бомбоубежище, инвентарный номер 24518, литер Ж, площадью 79,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный Обход, 40. Суд пришел к выводу о том, что бомбоубежище является защитным сооружением гражданской обороны. Право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией, о чем выдано свидетельство от 09.09.2013 серии 26-АИ в„– 292455.
Общество обратилось в комитет градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Схема предполагала раздел земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61 с образованием земельного участка площадью 1041 кв. м и сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
29 декабря 2014 года комитет градостроительства (в настоящее время комитет) издал распоряжение в„– 2179-р об утверждении указанной схемы. На основании указанной схемы, по заказу общества, выполнены кадастровые работы по образованию земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
18 февраля 2015 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 1041 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61. Указанному участку присвоен кадастровый номер 26:12:020101:208, сведения о нем в государственном кадастре недвижимости носят временный характер.
17 августа 2015 года общество направило в управление заявление в„– 281, в котором просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разделить земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61 в соответствии со схемой раздела на два земельных участка площадью 37 195 кв. м и 1041 кв. м и предоставить обществу в собственность за плату образованный в результате раздела земельный участок площадью 37 195 кв. м.
В письме от 07.10.2015 в„– 8578/04 управление сообщило обществу о проведении мероприятий по регистрации права федеральной собственности на земельный участок под бомбоубежищем, а распоряжение исходным земельным участок в измененных границах площадью 37 195 кв. м возможно только после регистрации права собственности Российской Федерации в судебном порядке.
Управление обратилось в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:208. Согласно уведомлению учреждения от 29.10.2015 в„– 26/999/001/2015-45 регистрация приостановлена в связи с тем, что из представленных документов невозможно определить какие именно объекты находятся на земельном участке.
Полагая, что отказ управления, изложенный в письме от 07.10.2015 в„– 8578/04, нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Управление обратилось с иском о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61, основываясь на том, что имущество Ставропольского производственного объединения "Вторчермет", в результате приватизации которого создано общество, являлось государственным, а также на том, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимости - бомбоубежище, принадлежащий Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами (статья 16 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В целях разграничения государственной собственности на землю с 01.07.2006 введена в действие статья 3.1 Вводного закона, с указанного момента земельные участки на территории Российской Федерации считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона к федеральной собственности отнесены, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
При этом пунктом 10 статьи 3 Вводного закона (в редакции, действующей до 01.03.2015) и пунктом 2 статьи 3.3 Вводного закона (введенной в действие с 01.03.2015), на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, уполномочены органы местного самоуправления.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, судебные инстанции установили, что до 01.07.2006 исходный земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:0025, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61, относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение по ним осуществлял орган местного самоуправления. Все преобразования земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:0025 совершены до 01.07.2006. В то же время на образованном земельном участке с кадастровым номером 26:12:020101:61 расположен объект (бомбоубежище). Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.03.2013 по делу в„– А63-1660/2013 право собственности на бомбоубежище (инвентарный номер 24518, литер Ж, площадью 79,9 кв. м, адрес расположения: г. Ставрополь, ул. Северный обход, 40) признано за Российской Федерации. В рамках данного дела суд пришел к выводу о том, что объект недвижимого имущества - бомбоубежище является федеральной собственностью в силу закона и из его владения не выбывал. В соответствии с правилами статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации. Следовательно, с момента введения в действие (с 01.07.2006) статьи 3.1 Вводного закона земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61 является разграниченным в силу закона и относится к федеральной собственности.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований управления.
Доводы администрации и комитета о том, что право федеральной собственности возникло исключительно на часть земельного участка, находящегося под бомбоубежищем, следует отклонить, поскольку они не учитывают предоставление в материалы дела доказательства, подтверждающие предоставление исходного земельного участка государственному предприятию (т. 1, л.д. 8-39), а также нахождение на участке объекта, право федеральной собственности на который признано в судебном порядке.
Ссылка администрации и комитета на нарушение прав иных лиц ввиду нахождения на участке принадлежащих им объектов недвижимости не принимается.
По смыслу положений статьи 16 Земельного кодекса, статьи 3.1 Вводного закона и их толкования в совокупности следует, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Указанное право первично, не затрагивает интересы юридических и физических лиц, права на земельные участки которых урегулированы иными нормами права и в силу закона подлежит государственной регистрации.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
До момента государственной регистрации права на участок в порядке разграничения государственной собственности, распоряжение таким объектом осуществляется органами местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Вводного закона).
Иные доводы кассационных жалоб не влияют на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В части отказа в удовлетворении требований общества судебные акты не обжалуются, а потому окружным судом не проверяются.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 23.06.2016 и постановления от 12.09.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители (органы местного самоуправления) освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.06.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу в„– А63-12420/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------