Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2016 N Ф08-9199/2016 по делу N А32-40065/2015
Требование: О взыскании субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.
Обстоятельства: Министерство ссылалось на несоблюдение обществом условий предоставления субсидии .
Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку установлено, что доводы о расхождениях в засеянных и застрахованных площадях основаны на сведениях информационного характера, однако обществом представлены доказательства, подтверждающие их соответствие. Факт нарушения порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий не доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2016 г. по делу в„– А32-40065/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Леоновой О.В., при участии от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "ЮМА" (ИНН 2303022335, ОГРН 1042301303660) - Суяркова В.М. (доверенность от 29.07.2015), в отсутствие истца - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) и третьего лица - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2016 (судья Тамахин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 (судьи Пономарева И.В., Ванин В.В., Чотчаев Б.Т.) по делу в„– А32-40065/2015, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Агрофирма "ЮМА" (далее - общество) о взыскании 572 651 рубля 94 копеек субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - управление).
Решением от 12.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2016, в иске отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью нарушения обществом Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2014 в„– 249 (далее - Порядок в„– 249); доводы о расхождениях засеянных и застрахованных площадей основаны на сведениях, содержащихся в документах, носящих информационный характер, однако ответчиком представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие соответствие засеянных и застрахованных площадей.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - казначейство) в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило ходатайство о замене стороны по делу (процессуальном правопреемстве) в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и передачей ее функций Федеральному казначейству (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 в„– 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере").
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в письме от 19.07.2004 в„– С1-7/уп-905, производство по делам, по которым от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа, в названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов.
На основании изложенного ходатайство казначейства надлежит удовлетворить.
В кассационной жалобе казначейство просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, факт расхождения засеянных и застрахованных площадей подтвержден отчетностью за 2014 год формы в„– 9-АПК "Отчет о производстве, затратах, стоимости и реализации продукции растениеводства за 2014 год" (далее - отчет формы в„– 9-АПК). По данным названного отчета посеянная площадь зерновых ответчика составила 850 га, что на 25 га больше площади по договору страхования. Размер субсидии зависит от гектаров посевной площади. Заключение договора страхования не на всю площадь посевов застрахованных культур является нарушением пункта 5 Порядка в„– 249. Поскольку установлен факт заключения обществом договора страхования не на всю посевную площадь озимого ячменя, субсидии подлежат возврату в бюджет.
В отзыве министерство поддержало жалобу. В судебном заседании представитель общества изложил свои возражения.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, по договору от 25.11.2013 в„– СХ-23/02/13-029/А страхования сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, заключенного с ООО "Страхования компания "Еврострахование" (далее - страховщик), общество застраховало в 2014 году сельскохозяйственную культуру озимый ячмень на предмет утраты (гибели) урожая на площади 825 гектаров.
Ответчик перечислил страховщику денежные средства в размере 572 651 рубля 94 копеек, что составляет 50% от начисленной страховой премии.
29 сентября 2014 года общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в 2014 году субсидий из федерального и краевого бюджетов на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений по договору страхования от 25.11.2013 в„– СХ-23/02/13-029/А.
На основании представленных документов министерство перечислило остальные 50% страховой премии в виде субсидии в сумме 572 651 рубля 94 копеек, в том числе 431 206 рублей 91 копейки за счет средств федерального бюджета и 141 445 рублей 03 копеек за счет средств краевого бюджета.
По результатам проверки, проведенной старшим контролером-ревизором управления Аленковой Л.А., установлено несоблюдение ответчиком условий предоставления субсидии, что отражено в актах проверки от 27.07.2015 и 31.08.2015. Согласно данным отчета формы в„– 9-АПК посеянная площадь зерновых и зернобобовых (озимые и яровые) без кукурузы, в том числе озимые зерновые, составила 850 га, что на 25 га больше, чем по договору страхования (825 га). Данные отчета формы в„– 9-АПК соответствуют сведениям об итогах сева под урожай 2014 года по данным статистической отчетности формы в„– 1-фермер.
Полагая, что ответчик нарушил пункт 5 Порядка в„– 249 (расхождение засеянных и застрахованных площадей), министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных. Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 в„– 1371 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектом Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" (далее - Правила в„– 1371) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования: в области растениеводства - на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, форма которого утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 11 Правил в„– 1371).
В соответствии Правилами в„– 1371 постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2014 утвержден Порядок в„– 249.
Пунктом 4 Порядка в„– 249 предусмотрено, что субсидии предоставляются заявителям в размере 50 процентов страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования путем перечисления их на расчетный счет страховой организации на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя. Согласно пункту 5 Порядка в„– 249 субсидии предоставляются при соблюдении ряда условий, в том числе заключения договора сельскохозяйственного страхования в отношении урожая сельскохозяйственной культуры на всей площади земельных участков, на которых заявителем выращиваются эти сельскохозяйственные культуры. В пункте 6 Порядка в„– 249 определен перечень предоставляемых документов для получения субсидий в уполномоченный орган. Заявители несут ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, в том числе за достоверность документов, представляемых ими в соответствии с пунктом 6 Порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пунктом 12 Порядка в„– 249). В силу пункта 14 данного Порядка в случае выявления фактов нарушения установленных Порядком условий бюджетные средства (в объеме выявленных нарушений) подлежат возврату получателем субсидий в течение 15 календарных дней с даты его уведомления.
В обоснование исковых требований министерство ссылается на то, что ответчик застраховал урожай не на всей площади посева (850 га), а на меньшей (825 га), в подтверждение чего истец указывает на сведения, отраженные ответчиком в статистической отчетности по форме 1-фермер.
Ответчик не отрицал факт указания в форме 1-фермер площади засеянной озимой пшеницы - 850 га, утверждая, что это обусловлено технической ошибкой при заполнении форм статистической отчетности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции установили, что при проведении проверки не исследовалась первичная документация общества в отношении спорной посевной площади. Выводы комиссии основаны лишь на формах официальной статистической отчетности, соответствие которых фактическим данным не проверялось. Обществом соблюдены цели получения субсидии, доказательств обратного материалы дела не содержат. Незначительные изменения посевных площадей в 2014 году, связанные с техническими ошибками в заполнении документов, не могут являться основанием для взыскания с ответчика спорной суммы. Кроме того, общество представило документы, непосредственно отражающие затраты сельхозпроизводителя на выращивание сельскохозяйственных культур, которые подтверждают возделывание земель под посадку озимой пшеницы на площади 825 га.
Истцом не представлено доказательств, что увеличение (уменьшение) посевной площади общества могло бы послужить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении ответчику субсидии либо предоставлении субсидии в меньшем размере.
Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность. Цели выделения субсидий ответчиком соблюдены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доказательства использования обществом субсидий на иные цели, а не на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, не представлены. В иске отказано правильно.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 по делу в„– А32-40065/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ

Судьи
Р.А.АЛЕКСЕЕВ
О.В.ЛЕОНОВА


------------------------------------------------------------------