По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.05.2016 N Ф08-2485/2016 по делу N А32-18697/2015
Требование: О признании незаконными действий департамента, обязании предоставить государственную услугу по передаче в собственность за плату участка с предложением о заключении договора купли-продажи.
Обстоятельства: Департамент отказал в предоставлении хозяйству в собственность за плату участка из земель сельскохозяйственного назначения по мотиву непредставления документов, указанных в административном регламенте.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательства нецелевого использования участка отсутствуют. Хозяйство имеет право на предоставление ему в собственность за плату спорного участка по законодательно предусмотренной цене в связи с непрерывным надлежащим использованием его на условиях аренды.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2016 г. по делу в„– А32-18697/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского (фермерского) хозяйства "Наконечное" (ИНН 2332006539, ОГРН 1022303885636) - Наконечного С.В. (глава), Ендовицкой Е.П. (доверенность от 03.08.2015), в отсутствие представителей заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2015 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу в„– А32-18697/2015, установил следующее.
КФХ "Наконечное" (далее - хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), выразившихся в отказе от 24.03.2015 в„– 52-5290/15-32.20 в предоставлении хозяйству в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 102 949 кв. м с кадастровым номером 23:09:0403001:12 из фонда перераспределения земель Краснодарского края, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок в„– 143), возложении на департамент обязанности принять и направить в адрес заявителя в десятидневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта решение о предоставлении государственной услуги по передаче в собственность за плату данного участка по цене в размере 40% от кадастровой стоимости с предложением о заключении договора купли-продажи.
Решением от 07.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.02.2016, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что отказ департамента в оказании государственной услуги по основанию не представления хозяйством протокола общего собрания, совета директоров либо иного уполномоченного органа юридического лица с решением о приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной законодательством, не обоснован. Доказательства ненадлежащего (нецелевого) использования земельного участка отсутствуют. Заявитель имеет право на предоставление ему в собственность за плату спорного участка по законодательно предусмотренной цене в связи с непрерывным надлежащим использованием его на условиях аренды с 2003 года.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что к заявлению от 26.02.2015 в„– 52-233-У/15 хозяйство не приложило документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка. Состав поступивших в департамент документов не соответствовал требованиям Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 (далее - административный регламент), действовавшего в спорный период. Вывод судебных инстанций о возможности самостоятельного получения департаментом документов ошибочен, с учетом пункта 2.6.1 административного регламента. В нарушение приведенного пункта хозяйство не представило копии учредительных документов (устава, учредительного договора) и протокол общего собрания, совета директоров либо иного уполномоченного органа юридического лица с решением о приобретении в собственность спорного участка. К заявлению не приложены документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ). Заявитель не доказал, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. На момент обращения в департамент учредителями хозяйства явились три физических лица: Наконечный С.В., Наконечная Н.Н., Наконечная С.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Срок возникновения арендных правоотношений надлежит исчислять с момента, когда хозяйство стало законным арендатором испрашиваемого участка, то есть с момента государственной регистрации договора аренды от 21.10.2006 в„– 0900000382-15.01.2007. Поскольку с момента государственной регистрации прошло менее 9 лет, - выкупная стоимость спорного участка должна составлять 80 процентов его кадастровой стоимости. Отражение в пункте 1.3 договора, что участок передан хозяйству с 21.02.2013, не имеет правового значения, поскольку договор аренды считается заключенным с момента государственной регистрации. Вывод судебных инстанций о необходимости предоставления участка по цене, равной 40% кадастровой стоимости, не мотивирован.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая их законными и обоснованными, отметив, что отказ департамента по основанию не представления хозяйством учредительных документов, протокола общего собрания, совета директоров либо иного уполномоченного органа, неправомерен. Факт надлежащего использования земельного участка подтверждается актом обследования земельного участка от 16.12.2015 в„– 356 ГКУ КК "Кубаньземконтроль", статистическими данными о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2012, 2014 годы.
В судебном заседании представители хозяйства поддержали доводы, изложенные в отзыве. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в порядке статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей хозяйства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации Кавказского района Краснодарского края от 21.02.2003 в„– 244 "О предоставлении земельного участка в аренду КФХ "Петроченко" указанному лицу предоставлен земельный участок общей площадью 10,3 га (пашня) в аренду, расположенный в 1500 м севернее х. Казачий, сроком на пять лет (л. д. 14).
Постановлением главы Кавказского района от 26.12.2003 в„– 1696 "Об изменении численного состава КФХ "Наконечное" утвержден численный состав хозяйства: Наконечный С.В. - глава; Наконечная С.А., Наконечная В.В., Наконечная Н.Н., Щеблыкина А.И., Щеблыкина В.И., Гайдашева Е.М., Панченко Л.Л., Звягинцев В.Н., Звягинцева О.П., Звягинцева О.В., Лащева В.Ю., Пащенко А.А., Курасов М.М., Курасова Г.М., Тонкова В.И., Нагорная Л.Ф., Павлова-Регентова Е.С., Постригань В.Г., Постригань С.И., Петроченко Н.Н., Быков В.И. - члены КФХ (л. д. 15). На главу КФХ Петроченко Н.Н. возложена обязанность оформить в ИМНС РФ по Кавказскому району прекращение деятельности КФХ.
Администрация Кавказского района (арендодатель) и хозяйство (арендатор) заключили договор от 21.10.2006 в„– 0900000382, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор - принять на условиях договора земельный участок площадью 102 949 кв. м с кадастровым номером 23:09:0403001:0012, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок в„– 143) (л. д. 10-13).
В силу пункта 1.3 договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка арендатору с 21.02.2003. Договор действует до 21.02.2008 (пункт 6.2 договора).
16 июня 2008 года департамент (арендодатель) и хозяйство (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения в„– 8809000049, согласно которому арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор - принять на условиях договора земельный участок площадью 102 949 кв. м с кадастровым номером 23:09:0403001:0012, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край Кавказский район в границах ОАО "Лосевское" (участок в„– 143) (л. д. 19-22).
В соответствии с пунктом 1.3 договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору с 24.12.2007, срок действия - до 24.12.2017 (пункт 7.2 договора).
Указанные договоры прошли государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Согласно кадастровому паспорту от 07.05.2015 в„– 2343/12/15-496638 земельный участок с кадастровым номером 23:09:0403001:0012 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 16.10.2004 (л. д. 28-30).
26 февраля 2015 года хозяйство обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на длительное непрерывное использование земли на условиях аренды (л. д. 46, 47).
Письмом от 24.03.2015 в„– 52-5290/15-32.20 департамент отказал заявителю в предоставлении государственной услуги по мотиву непредставления документов, указанных в подпункте 2.6.1 пункта 26 административного регламента.
Считая отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы хозяйства в экономической сфере, заявитель оспорил его в порядке главы 24 Кодекса.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно материалам дела спорный участок предназначен для сельскохозяйственного использования, поэтому правоотношения по приобретению его в собственность за плату регулируются нормами Закона в„– 101-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления) переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Федеральный закон от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон в„– 210-ФЗ) регламентирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Под государственной услугой Закон в„– 210-ФЗ подразумевает деятельность по реализации функций соответствующего органа при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартами их предоставления. В обязанности соответствующих органов вменено предоставление государственных или муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами. Уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (статьи 2, 6, 7 Закона в„– 210-ФЗ).
Приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 утвержден административный регламент, регулирующий порядок предоставления в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности данного субъекта.
В пункте 2.6.1 раздела 2.6 административного регламента приведен исчерпывающий перечень предоставляемых заявителем документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для оказания государственной услуги: заявление; копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом; копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица); нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки, для заявителей, являющихся физическими лицами. Согласно пункту 2.6.3 административного регламента копии документов, предоставляемых заявителем, должны быть заверены надлежащим образом.
В разделе 2.8 административного регламента приведены основания для отказа в предоставлении департаментом государственной услуги, в частности, если к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям действующего законодательства и административного регламента.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций установили, что правоотношения по аренде испрашиваемого в собственность земельного участка имеют место с 2003 года, доказательства их прекращения либо выбытия земельного участка из владения хозяйства за весь период, начиная с 2003 года, материалы дела не содержат; обстоятельств, препятствующих реализации права, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, не установлено; отказ департамента в удовлетворении заявления арендатора неправомерен; хозяйство направило в уполномоченный орган все необходимые документы, определенные административным регламентом. При этом судебные инстанции учли, что за время аренды на испрашиваемом участке правонарушений по севообороту не выявлено.
На основании части 3 статьи 200 Кодекса в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В нарушение правил части 5 статьи 200 Кодекса департамент не представил доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в принятии решения о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка.
Довод департамента об отсутствии доказательств надлежащего использования хозяйством земельного участка правомерно отклонен судами. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. В то же время данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемого им земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, от обязанности доказать факт надлежащего использования такого участка. Факт надлежащего использования объекта аренды (ведения хозяйством сельскохозяйственной деятельности) подтвержден статистическими данными о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2012, 2014 годы, а также актом обследования земельного участка от 16.12.2015 в„– 356 ГКУ КК "Кубаньземконтроль".
Довод подателя жалобы об отсутствии в судебных актах мотивов обоснования применения выкупной цены в размере 40% от кадастровой стоимости земельного участка, не нашел подтверждения. Суды, со ссылкой на часть 2 статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 в„– 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений Краснодарского края", указали, что спорный участок используется хозяйством с 2003 года. Данный факт подтвержден материалами дела и департаментом не опровергнут.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения от 07.10.2015 и апелляционного постановления от 02.02.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу в„– А32-18697/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
------------------------------------------------------------------