Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.05.2016 N Ф08-2652/2016 по делу N А63-7860/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды.
Обстоятельства: Администрация района ссылалась на ненадлежащее исполнение обществом обязательства по внесению арендных платежей.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку администрация района не является надлежащим истцом по заявленным требованиям. Распорядительные полномочия администрации района в отношении арендуемых обществом земельных участков переданы администрации сельсовета, которая отказалась вступать в дело в качестве истца.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2016 г. по делу в„– А63-7860/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2601008625, ОГРН 1042601045233), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Колос" (ИНН 2601005945, ОГРН 1022600509711) и третьего лица - администрации Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Александровского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2015 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу в„– А63-7860/2015, установил следующее.
Администрация Александровского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) обратилась в арбитражный суд к ООО "Колос" (далее - общество) с иском о взыскании 509 405 рублей 92 копейки задолженности по арендной плате за период с 01.01.2014 по 30.09.2014 за 2014 год и с 01.01.2015 по 31.03.2015 за 2015 год, а также 138 645 рублей 60 копеек пеней за период с 20.01.2014 по 16.09.2015 (требования уточнены; т. 1, л.д. 90).
Иск мотивирован ненадлежащим исполнением обществом обязательства по внесению арендной платы по договору от 19.12.2011 в„– 13. Неустойка рассчитана администрацией района на основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пункта 5.2 договора аренды.
Определением от 26.08.2015 (т. 1, л.д. 65, 66) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Александровского сельсовета Ставропольского края (далее - администрация сельсовета).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016, в удовлетворении иска отказано.
Судебные инстанции установили, что администрация района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 19.12.2011 в„– 13, по условиям которого обществу в аренду предоставлен два земельных участка: площадью 15 282 кв. м с кадастровым номером 26:18:060251:38, местоположение: Ставропольский край, Александровский район, в 353 м на северо-запад от жилого дома, находящегося по адресу: с. Александровское, ул. Лесная, д. 55 (для эксплуатации производственного здания и сарая) и площадью 1633 кв. м с кадастровым номером 26:18:060232:41 местоположение: Александровский район, с. Александровское, ул. Калинина, 200 (для размещения здания клуба). Срок аренды установлен с 19.12.2011 по 18.12.2060. Отказывая в удовлетворении требований, суды сослались на положения Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171-ФЗ). В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Закона в„– 171-ФЗ; далее - Закон от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ) при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, распоряжается орган местного самоуправления поселения. Решением Думы Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края в„– 58 от 15.12.2010 утверждены Правила землепользования и застройки села Александровского района Ставропольского края. Следовательно, с 01.03.2015 администрация района не является органом, которому предоставлены полномочия по распоряжению спорными земельными участками. Доводы администрации сельсовета о том, что арендная плата по договорам, заключенным до 01.03.2015, подлежит взысканию администрацией района, являющейся администратором доходов бюджета по арендным платежам, и которой в силу части 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) предоставлено право на взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, отклонены. Положения бюджетного законодательства не определяют содержание прав стороны договора аренды, а устанавливают особенности учета соответствующих доходов бюджета при реализации бюджетного процесса. Предусмотренный нормами бюджетного законодательства порядок учета таких доходов не может изменять закрепленный Гражданским кодексом объем прав стороны сделки. Кроме того, в соответствии с Решением Совета Александровского муниципального района Ставропольского края от 19.12.2014 в„– 304/126 "О бюджете Александровского муниципального района Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" администрация района не является главным администратором доходов районного бюджета в отношении доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений. Главным администратором соответствующих доходов является иной орган местного самоуправления - отдел имущественных и земельных отношений администрации района, являющийся самостоятельным юридическим лицом. Поскольку администрация района не является надлежащим истцом по заявленным требованиям (арендодателем), а администрация сельсовета (надлежащий арендодатель) возражала против вступления в дело в качестве истца, требования не подлежат удовлетворению. Суд также отметил, что отказ в иске администрации района не препятствует обращению надлежащего арендодателя (администрации сельсовета) с аналогичными требованиями.
Администрация сельсовета обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права. Жалоба мотивирована следующим. Суды не учли положения пункта 44 Информации Минэкономразвития России "Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" относительно поступления доходов от использования земельных участков. В нем разъяснено, что реализация положений статьи 3.3 Закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ в части осуществления органами местного самоуправления поселений полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется с учетом положений Бюджетного кодекса. Частью 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса установлено, что администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов. Суды не учли, что до 2015 года доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах Александровского сельсовета, распределялись между бюджетом муниципального района и бюджетом сельсовета в равных долях. При этом полномочия главного администратора доходов бюджета осуществлялись отделом имущественных и земельных отношений администрации района, который администрировал и соответствующие доходы бюджета сельсовета. Федеральный закон от 29.11.2014 в„– 383-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" определил, что доходы от использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и от их продажи поступают в бюджеты муниципальных районов и вести контроль и учет за их своевременным поступлением обязан администратор доходов бюджета. Администрирование доходов по договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заключенным до 01.03.2015, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 44 Информации Минэкономразвития России "Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Поскольку договор аренды в„– 13 заключен 19.12.2011, администрация района является надлежащим истцом по делу. В соответствии с пунктом 5.2. договора пеня за нарушение срока внесения арендной платы по договору перечисляется в порядке, предусмотренном пунктом 3.2, согласно которому плата вносится арендатором ежеквартально, получатель - УФК по Ставропольскому краю (отдел имущественных и земельных отношений администрации района). Указанные в договоре аренды реквизиты принадлежат администратору доходов. Суды не учли, что с 01.03.2015 и до настоящего времени изменения в договор аренды относительно сторон договора внесены не были. Суды необоснованно сослались на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 в„– 301/10, которое не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку вынесено задолго до принятия Закона в„– 171-ФЗ и не может разъяснять положения статьи 3.3 Закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ.
Администрация района и общество в отзывах указали на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили.
В судебном заседании, состоявшемся 17.05.2016, объявлен перерыв до 20.05.2016, 14 часов 10 минут. Информация об объявлении перерыва, а также о времени продолжения судебного заседания размещена в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления от 12.12.2011 в„– 835 администрация района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 19.12.2011 в„– 13. По условиям договора обществу в аренду предоставлено два земельных участка: площадью 15 282 кв. м с кадастровым номером 26:18:060251:38 (для эксплуатации производственного здания и сарая) и площадью 1633 кв. м с кадастровым номером 26:18:060232:41 (для размещения здания клуба). Срок аренды установлен с 19.12.2011 по 18.12.2060. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 10.02.2012 (т. 1, л.д. 21-24). Участки переданы арендатору по акту от 19.12.2011 (т. 1, л.д. 25).
Согласно пункту 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пеню из расчета 0,06% от размера невнесения арендной платы за каждый календарный день просрочки.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт от 26.06.2015 в„– 26/501/15-371114) земельный участок с кадастровым номером 26:18:060251:38 имеет вид разрешенного использования - для размещения производственного здания и сарая, сведения о правах отсутствуют, зарегистрировано ограничение права в виде аренды (т. 1, л.д. 32-35). Земельный участок с кадастровым номером 26:18:060232:41 (кадастровый паспорт от 26.06.2015 в„– 26/501/15-371122) имеет вид разрешенного использования - для размещения здания клуба, сведения о правах отсутствуют, зарегистрировано ограничение права в виде аренды (т. 1, л.д. 28-31).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором обязательства по внесению арендных платежей, администрация района обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с общества задолженности и пеней по договору аренды от 19.12.2011 в„– 13.
В силу статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса арендодатель обязан предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование (во временное владение), а арендатор - вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Судебные инстанции установили (участвующими в деле лицами не оспаривается), что земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:060251:38 и 26:18:060232:41 относятся к категории земель населенных пунктов. Участки расположены в населенном пункте с. Александровское, государственная собственность на них не разграничена.
Договор аренды от 19.12.2011 в„– 13 заключался администрацией района с обществом на основании пункта 10 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ, действовавшего до 01.03.2015.
Решением Думы Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края в„– 58 от 15.12.2010 утверждены Правила землепользования и застройки села Александровского района Ставропольского края.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 3.3 Закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ (введен Законом в„– 171-ФЗ) с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Таким образом, с принятием Закона в„– 171-ФЗ распорядительные полномочия администрации района в отношении арендуемых обществом земельных участков переданы администрации сельсовета. Поэтому права, а также обязанности, вытекающие из договора аренды от 19.12.2011 в„– 13, в том числе на взыскание задолженности по арендной плате независимо от периода ее образования, в силу закона (независимо от переоформления), перешли к администрации сельсовета, которая отказалась вступать в дело в качестве истца.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что администрация района не является надлежащим истцом по заявленным требованиям.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы администрации сельсовета окружным судом отклоняются как не соответствующие закону (статья 3.3 Закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ) и установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам (Правила землепользования и застройки села Александровского района Ставропольского края утверждены 15.12.2010).
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 по делу в„– А63-7860/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------