Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.05.2016 N Ф08-2075/2016 по делу N А32-44660/2014
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату участков, обязании принять решение и направить проект договора купли-продажи.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нахождением на участках линий электропередачи, газопровода, подземных водопроводов и многолетних насаждений, наличием у собственников названных линейных объектов исключительного права на приватизацию участков, примыканием участков к придорожной полосе автомобильной дороги и обеспечением ими нужд организаций транспорта.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество надлежащим образом использовало участки более трех лет на основании действующего договора аренды.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2016 г. по делу в„– А32-44660/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" (ИНН 2331012321, ОГРН 1022303856684) - Штрауб С.И. и Бунатяна В.Г. (доверенности от 15.07.2015), от органа, осуществляющего публичные полномочия, департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Сергеевой В.С. (доверенность от 19.01.2016), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2015 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу в„– А32-44660/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельных участков площадью 1 332 471 кв. м с кадастровым номером 23:08:0605000:8, площадью 1 452 390 кв. м с кадастровым номером 23:08:0605000:9, площадью 1 661 588 кв. м с кадастровым номером 23:08:0605000:10, расположенных по адресу: Краснодарский край, Ейский район, СХП "Советское", участки в„– 32, 33, 34 (далее - земельные участки), о понуждении к принятию соответствующего решения и направлению проекта договора купли-продажи. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - электроснабжающая организации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016, заявление удовлетворено со следующей мотивировкой. Обществом соблюдены установленные законодательством условия приватизации земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Общество надлежащим образом использовало земельные участки более трех лет на основании действующего договора аренды. У электроснабжающей организации отсутствуют притязания на земельные участки. Департамент не доказал наличие обстоятельств, препятствующих предоставлению земельных участков обществу в собственность. Водопровод не является водным объектом, наличие которого на земельном участке ограничивает оборот последнего. Доказательства нахождения земельных участков в придорожной полосе или полосе отвода автомобильной дороги в деле отсутствуют. Заключенный в 1999 году договор аренды земельных участков пролонгирован сторонами дополнительным соглашением в 2006 году. Обстоятельства, свидетельствующие о недействительности договора аренды и дополнительного соглашения к нему, не установлены.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. На момент обращения в департамент общество не подтвердило надлежащее использование им земельных участков, а представленные позже документы не подтверждают надлежащее использование земельных участков на момент подачи заявления. Приобретению земельных участков обществом в собственность препятствуют ограничение в обороте земель, предоставленных для нужд транспорта (часть земельных участков прилегает к автодорогам местного значения) и расположенных в зоне санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения названные ограничения не отменяет. Удовлетворение заявления общества может повлечь нарушение прав собственников проходящих по земельным участкам линий электропередачи, газопровода высокого давления и водопровода при установлении у названных объектов признаков недвижимого имущества. Права общества оспариваемым решением департамента не нарушены. В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей общества и департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельные участки использовались обществом свыше 15 лет. По заключенному с администрацией Ейского района Краснодарского края (далее - администрация) договору от 26.09.1996 в„– 10-Л96-890 земельный массив площадью 5223 га, был предоставлен в аренду правопредшественнику общества (подхозу "Советское" предприятия "Волготрансгаз"). Регистрация договора осуществлена в соответствии с действовавшим в тот период законодательством комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации. В связи с реорганизацией арендатора и уточнением границ объекта аренды стороны на основании постановлений главы муниципального образования Ейский район от 21.08.1998 в„– 632, от 14.10.1999 в„– 1095 заключили договор аренды от 27.10.1999 в„– 147 до 30.09.2004. Дополнительным соглашением от 01.04.2003 номер договора изменен на в„– 0800000127.
Земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, поставлены на кадастровый учет в 2004 году (кадастровые паспорта от 01.08.2014 в„– 2343/12/14671463, 2343/12/14-671644, 2343/12/14-671447). На основании постановлений главы муниципального образования Ейский район Краснодарского края от 05.09.2005 в„– 700, от 28.09.2005 в„– 778, от 18.11.2005 в„– 968 и от 27.03.2006 в„– 330 дополнительным соглашением от 16.08.2006 в договор аренды от 27.10.1999 в„– 0800000127 внесены изменения. В качестве арендодателя указан департамент, в качестве объектов аренды - земельные участки, номер договора вновь изменен на в„– 0000001499, срок аренды продлен до 27.10.2016. В выписках из Единого государственного реестра прав от 18.06.2015 в„– 23/020/008/2015-2616, от 18.06.2015 в„– 23/020/008/2015-2617, от 18.06.2015 в„– 23/020/008/2015-2615 отражены нахождение земельных участков в собственности Краснодарского края с 2004 года и обременение названного права с 06.05.2009 арендой в пользу общества на основании дополнительного соглашения от 16.08.2006 к договору аренды от 27.10.1999 в„– 0800000127 (0000001499).
Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность за плату. Надлежащее использование им земельных участков на протяжении трех лет, предшествовавших обращению в департамент, подтверждено справками отдела государственной статистики в городе Ейске Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю от 06.07.2015 в„– 11-01-06/350, от 17.08.2015 в„– 11-01-06/387, от 17.08.2015 в„– 11-01-06/388, в которых приведены сведения об урожайности сельскохозяйственных культур, выращиваемых обществом в 2011-2014 годах. В актах обследования земельных участков государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 25.08.2014 в„– 415, 416, 417 указано на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, отсутствие задолженность по арендной плате, прилегание земельных участков к автодороге Ейск - поселок Советский и к грунтовым полевым дорогам. В письме акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" от 11.08.2015 отрицается наличие на земельных участках газопроводов, принадлежащих данному обществу либо арендуемых им. Кубанское бассейновое водное управление в письме от 10.07.2015 в„– 06-7/3596 сообщило об отсутствии сведений о наличии на земельных участках водных объектов. Отсутствуют такие сведения и на ситуационном плане земельных участков, подготовленном кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "Индивидуальный подход" в 2015 году в составе технического заключения в„– 7 по определению границ и площадей контуров в границах земельных участков.
Письмом от 24.10.2014 в„– 32-10446/11-32.20 департамент известил заявителя о принятом решении об отказе в предоставлении земельных участков в собственность в связи с нахождением на них линий электропередачи, подземно-надземного магистрального газопровода, подземных водопроводов поселков Советский, Заря и многолетних насаждений, наличием у собственников названных линейных объектов исключительного права на приватизацию земельных участков, примыканием земельных участков к придорожной полосе автомобильной дороги и обеспечением ими нужд организаций транспорта.
Считая названное решение департамента незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Признание ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно только при одновременном несоответствии названных акта, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон в„– 210-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в том числе исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, провозглашен принцип правомерности предоставления государственных услуг, установлено право заявителей на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартами ее предоставления (административными регламентами). Приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, которым на предоставление такой государственной услуги уполномочен департамент. Результатом ее предоставления являются решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с проектом договора купли-продажи земельного участка или мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги. В исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, включены копии документов, удостоверяющих личность представителя юридического лица и его права (полномочия) на представление юридического лица (в случае обращения доверенного лица), а также документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя юридического лица, наделенного полномочиями на совершение юридически необходимых действий, связанных с приобретением в собственность земельного участка (доверенность). Копии документов, предоставляемых заявителем, должны быть заверены надлежащим образом. Департамент отказывает в предоставлении государственной услуги только в случаях, когда с заявлением обратилось лицо, не обладающее правом на получение государственной услуги и (или) не уполномоченное на обращение с таким заявлением, к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям действующего законодательства и настоящего административного регламента, имеются противоречия между заявленными и оформленными в установленном порядке правами, департамент не обладает полномочиями по распоряжению земельным участком и при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в действовавшей до 01.03.2015 редакции установлено право граждан и юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом установленных законодательством ограничений. Оборот земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в силу пунктов 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ). Пунктом 1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ установлено, что земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Пунктом 4 указанной статьи предусмотрена возможность передачи земельного участка его арендатору в собственность за плату по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Аналогичная норма содержится в статье 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 в„– 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон в„– 532-КЗ).
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики, в соответствии со статьей 89 Земельного кодекса, устанавливаются и вносятся в государственный кадастр недвижимости охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель. Согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты, а также земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Исследование представленных документов, их оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса позволили судам первой и апелляционной инстанций обоснованно заключить о соблюдении обществом установленного законом порядка приватизации земель сельскохозяйственного назначения и представлении им документов, подтверждающих надлежащее использование земельных участков, о незаконности обжалуемого решения департамента, о нарушении таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Департамент не доказал нарушение обществом условий договора аренды от 27.10.1999 в„– 0800000127 (0000001499) в редакции дополнительного соглашения от 16.08.2006 и режима использования земель сельскохозяйственного назначения. Наличие линий электропередачи на земельных участках не препятствует их приватизации. Водопровод не является водным объектом в смысле, придаваемом соответствующему понятию статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации. Судами отклонен как недоказанный довод департамента о нахождении земельных участков в придорожной полосе и их относимости к землям транспорта. Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 по делу в„– А32-44660/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ

Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА


------------------------------------------------------------------