Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.05.2016 N Ф08-2407/2016 по делу N А32-34453/2014
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с изъятием поголовья по решению государственного органа в целях ликвидации очага африканской чумы свиней.
Обстоятельства: Общество указывало, что выплата возмещения не произведена.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку общество представило необходимые для возмещения ущерба документы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. по делу в„– А32-34453/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при участии от истца - закрытого акционерного общества "ДАН КУБ" (ИНН 23360118616, ОГРН 1062336005016) - Шамраева С.А. (доверенность от 01.01.2016), от ответчика - Краснодарского края в лице Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Мойс В.Г. (доверенность от 13.01.2016), от третьих лиц: Министерства финансов Краснодарского края - Тарасова Л.Е. (доверенность от 29.12.2015), страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" - Трофимова К.Ю. (доверенность от 13.10.2015), в отсутствие третьих лиц: Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Государственного управления ветеринарии Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2015 (судья Огилец А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу в„– А32-34453/2014, установил следующее.
ЗАО "ДАН КУБ" (далее - общество) обратилось арбитражный суд с иском к Краснодарскому краю в лице Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (далее - управление) с требованиями о взыскании 64 203 818 рублей 27 копеек убытков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Министерство финансов Краснодарского края (далее - Минфин), Региональная энергетическая комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК), ОСАО "Ингосстрах" (ныне СПАО "Ингосстрах").
Общество заявило ходатайство об уточнении требований и просило взыскать с ответчика убытки в размере 53 682 529 рублей 90 копеек.
Решением от 24.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.01.2016, с Краснодарского края в лице управления за счет казны Краснодарского края взыскано 53 682 529 рублей 90 копеек, в остальной части в иске отказано. Суды признали управление обязанным возместить убытки общества, возникшие в связи с изъятием у него поголовья свиней по решению государственного органа в целях ликвидации очага африканской чумы свиней (далее - АЧС).
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. Заявитель утверждает, что общество как собственник животных обязано осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных, и несет риск ответственности в связи с заболеванием и падежом. В материалах дела отсутствует принятое в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 в„– 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) решение высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края об изъятии и выкупе животных у общества. Выводы суда о том, что отчуждение и убой свиней произвели специалисты ветеринарной службы, не обоснованы, поскольку согласно акту от 07.08.2012 только один из восьми членов комиссии имеет отношение к ветеринарной службе края, акт об убое от 2-7.08.2012 и акт сжигания трупов от 2-14.08.2012 подписаны, в том числе, руководителем общества. Убой и сжигание трупов свиней общество произвело в соответствии с пунктами 4.4.1 - 4.4.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21.11.1980 (далее - Инструкция), согласно которым владелец животных, находящихся в эпизоотическом очаге свиней, должен уничтожить их бескровным способом и сжечь трупы. Указанные действия не являются возмездным отчуждением животных для государственных нужд, осуществленным в целях ликвидации очага АЧС. Решение от 31.07.2012 заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Москаленко М.И. не является основанием для выплаты компенсации за счет средств бюджета Краснодарского края. Причинение вреда обществу незаконными действиями государственных органов не доказано.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин просит отменить судебные акты или исключить из постановления апелляционного суда от 19.01.2016 указание на выплату обществу ОСАО "Ингосстрах" страхового возмещения в сумме 12 608 699 рублей 66 копеек. Минфин указывает на неподтвержденность данных о количестве и массе отчужденных животных, поскольку ко времени составления актов отчуждения от 06.08.2012 и 07.08.2012 трупы свиней были частично сожжены по акту от 2-14 августа 2012. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.07.2012 в„– 867 предусмотрено уничтожение, но не изъятие свиней ответчика. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не вправе принимать решения о расходовании средств бюджета Краснодарского края. Отсутствуют доказательства того, что 517 застрахованных обществом по договору с ОСАО "Ингосстрах" свиней вошли в число отчужденных по акту от 07.08.2012 животных. Общество допустило нарушение санитарных норм, неблагоприятные последствия этого в виде заболевания свиней африканской чумой являются предпринимательским риском ответчика, в связи с чем ОСАО "Ингосстрах" не должно было производить страховые выплаты ответчику. Вывод апелляционного суда о наличии страхового случая не обоснован.
В судебном заседании 27.04.2016 объявлен перерыв до 11 часов 04.05.2016.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по разведению и выращиванию свинопоголовья на ферме, расположенной в Краснодарском крае, Красноармейском районе, 3200 м на северо-восток от ориентира ст. Марьянская.
В июле 2012 года на указанной ферме зафиксирован падеж свиней от африканской чумы.
В целях ликвидации очага заболевания в Красноармейском районе, предупреждения чрезвычайной ситуации, связанной с АЧС, и недопущения ее распространения на территории Краснодарского края постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.07.2012 в„– 867 (далее - постановление в„– 867) установлены ограничительные мероприятия (карантин) на свиноводческой товарной ферме общества, расположенной в ст. Марьянская Красноармейского района, которая определена эпизоотическим очагом.
Данным постановлением предписано в срок с 31.07.2012 до ликвидации эпизоотического очага уничтожить бескровным методом всех свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, сжечь трупы убитых и павших свиней.
Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея Москаленко М.И. принял решение от 31.07.2012 о необходимости отчуждения свиней в очаге инфекции на свиноводческом предприятии общества; в решении указано на необходимость изъятия свиней до 07.08.2012.
На основании принятого решения в период с 02 по 07 августа 2012 года проведен убой принадлежащих обществу свиней бескровным способом, а с 02 по 14 августа 2012 года - сжигание их трупов, что подтверждается актами от 2-7.08.2012 и 2-14.08.2012.
Всего утилизировано 16 605 голов животных общим весом 776 677 кг, что помимо указанных документов подтверждается также актами об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 06.08.2012 и 07.08.2012, оформленными специальной комиссией.
Общество обратилось в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с заявлением о выплате компенсации согласно акту об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства в связи с отчуждением свинопоголовья при ликвидации очагов АЧС на ферме общества.
Поскольку выплата возмещения не произведена, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Статьей 2 Закона о ветеринарии установлено, что ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Не принимается ссылка заявителя на то, что Инструкция не предусматривает возмещение ущерба за уничтожение свиней в очаге инфекции. Этот документ не относится к нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимавшихся в соответствии с Законом о ветеринарии.
В силу пункта 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 в„– 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и данному Соглашению. Следовательно, названная Инструкция применяется в части, не противоречащей действующему российскому законодательству.
В силу статьи 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 названного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок определен Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 в„– 310 (далее - Правила в„– 310).
Согласно пункту 8 Правил в„– 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства для предотвращения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Пунктом 9 Правил предусмотрено право граждан и юридических лиц на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, в размере их стоимости в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия) (пункт 10 Правил в„– 310). В утвержденной Правилами в„– 310 форме акта (приложение в„– 2) предусмотрено, что отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Приведенные выше нормы Закона о ветеринарии и Правил в„– 310 предусматривают обязанность по возмещению причиненного ущерба в случае изъятия у собственника животных в ходе мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней и недопущения распространения инфекции.
Установление порядка расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на возмещение ущерба, и определение его размера отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
Порядок определения ущерба и его выплаты установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2006 в„– 992 "О возмещении ущерба, вызванного отчуждением животных или изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных".
На основании данных о ценах РЭК размер убытков определен в сумме 53 682 529 рублей 90 копеек (с учетом полученной истцом от ОСАО "Ингосстрах" суммы страхового возмещения в размере 12 608 698 рублей 66 копеек).
Суды обоснованно применили статью 242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Приведенная норма согласуется со статьей 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Общество представило необходимые для возмещения ущерба документы: акты об отчуждении (изъятии) и копию решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия).
Ссылку заявителя жалобы на то, что отсутствует решение главы администрации (губернатора) Краснодарского края об изъятии (отчуждении) животных в эпизоотическом очаге общества, а принять такое решение об изъятии имущества может только высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, надлежит отклонить.
Постановлением в„– 867 утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок для общества согласно приложению к данному постановлению. В пункте 1.3 приложения предусмотрено уничтожить бескровным методом всех свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, сжечь трупы убитых и павших свиней и другие сопутствующие предметы, используемые в производственном процессе. Срок исполнения - немедленно до ликвидации эпизоотического очага. В качестве исполнителей указаны органы местного самоуправления муниципального образования Красноармейский район (по согласованию), общество (по согласованию).
Материалами дела подтверждено, что решение о создании комиссии об изъятии имущества и выставление обществу требований об уничтожении поголовья скота, а также фактическое изъятие проводилось уполномоченными органами в сфере ветеринарии. С учетом этого суды правомерно удовлетворили исковые требования общества в подтвержденном объеме.
Доводы о том, что риск заболевания и падежа животных относится на общество как их собственника, обязанного осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных, не обоснованы. Из материалов дела не следует, что заболевание АЧС в хозяйстве истца и изъятие в связи с этим животных произошло в связи с несоблюдением истцом ветеринарных норм и правил, нарушениями при содержании животных. Закон о ветеринарии и Правила в„– 310 не устанавливают зависимости выплаты компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество от соблюдения ими ветеринарных норм и правил.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств причинения истцу убытков незаконными действиями государственных органов основаны на неправильном понимании управлением правовой природы возмещения сельхозпроизводителям ущерба от отчуждения животных.
Доводы, изложенные Минфином в отзыве на кассационную жалобу управления, не могут быть приняты во внимание. Часть указанных доводов совпадает по смыслу с доводами заявителя. Выводы судов о количестве и массе отчужденных животных соответствуют упомянутым документам и по существу ответчиком и третьим лицом не опровергнуты. Утверждения Минфина о недопустимости в качестве доказательств актов об отчуждении со ссылкой на то, что они составлены после частичного сожжения трупов животных, отклоняются. В данном случае акты об отчуждении составлены специальной комиссией после завершения эвтаназии (как итоговые документы) и оформлены для целей возмещения ущерба. В ходе рассмотрения судами дела истец уменьшил размер требований на сумму полученного от ОСАО "Ингосстрах" страхового возмещения. При этом вопрос о наличии страхового случая в предмет доказывания не входил и судами не исследовался, поэтому соответствующие правовые выводы апелляционного суда не нарушают прав Минфина. Иные доводы Минфина не могут быть приняты во внимание как не влияющие на правомерность оспариваемых актов.
Учитывая изложенное, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу в„– А32-34453/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
О.В.БАБАЕВА


------------------------------------------------------------------