Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2016 N Ф08-2650/2016 по делу N А63-11831/2015
Требование: Об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами в отсутствие лицензии.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку добыча глины, относящейся к общераспространенным полезным ископаемым, не требует получения лицензии на пользование недрами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. по делу в„– А63-11831/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Передвижная механизированная колонна в„– 38" (ИНН 2628009834, ОГРН 1022601322226) - Локтионова А.С. (доверенность от 20.10.2015), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2015 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 (судьи Семенов М.У., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А63-11831/2015, установил следующее.
Акционерное общество "Передвижная механизированная колонна в„– 38" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) об оспаривании постановления от 24.08.2015 в„– 117 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 900 тысяч рублей штрафа и представления от 24.08.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 27.11.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2016, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество заключило с ФГБУ "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" (далее - учреждение) государственный контракт от 11.06.2015 в„– 0321100003215000004-0015051-01 на выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция Отказненского водохранилища, Советский район, Ставропольский край" в соответствии с проектной и рабочей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и сметной документацией, прошедшей экспертизу.
Согласно пункту 1.1 контракта в состав сметной документации входит также локальный сметный расчет в„– 02-05-01 "На защитную дамбу с. Солдато-Александровского, реконструкция гидротехнических сооружений" (далее - локальный сметный расчет в„– 02-05-01), в котором перечислены работы на указанной защитной дамбе, в число которых входят работы по разработке грунта с погрузкой на автомобили, перевозка грунта на расстояние до 2 км и возведение насыпи.
Письмом от 11.06.2015 в„– 531/1 общество запросило у учреждения обозначение карьера для забора грунта.
Учреждение письмом от 15.06.2015 в„– 03-1/369 сообщило заявителю, что работы необходимо производить в месте, обозначенном в проекте 01030641-0321100003214000008-02-15-ПР. Место забора грунта (существующий карьер) находится в водоохранной зоне Отказненского водохранилища ниже ограждающей дамбы х. Колесников. К ответу прилагались листы проекта, а также транспортная схема перевозки грунта с обозначением местоположения карьера и маршрута транспортировки.
Согласно разрешению на реконструкцию Отказненского водохранилища в„– RU26-27-0377-2015МС кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект капитального строительства, - 26:27:110501:1. Указанный земельный участок общей площадью 22 296 904 кв. м, расположенный в с. Отказное Советского района Ставропольского края, относится к землям водного фонда и на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.09.2014 серии 26-АИ в„– 864923 принадлежит учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В отдел МВД России по Советскому району 29.07.2015 поступило заявление СПК-колхоза "Русь" об осуществлении на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 26:26:000000:128 в районе хутора Колесников Советского района добычи полезного ископаемого (глины). Согласно выписке из ЕГРП от 03.08.2015 в„– 26/029/001/2015-113 и свидетельству о государственной регистрации права от 18.10.2005 серии 26-АА в„– 183365 указанный земельный участок находится в собственности СПК-колхоза "Русь".
На основании полученной информации сотрудниками ОЭБ и ПК ОМВД России по Советскому району 12.08.2015 проведен осмотр участка местности, расположенного в 1,5 км от хутора Колесников, северо-восточная окраина х. Колесников. При осмотре выявлено наличие следов разработки карьера по добыче горной породы (глины).
Из письма ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 12.08.2015 в„– 22 следует, что спорный земельный участок, на котором обществом производятся работы по добыче горной породы, находится в границах участка с кадастровым номером 26:27:000000:128.
Согласно схеме расположения земельных участков, приложенной к указанному письму, место разработки грунта находится на расстоянии около 20 м (исходя из масштаба схемы 1:2269) от границ земельного участка с кадастровым номером 26:27:110501:1, принадлежащего учреждению.
Пользование обществом недрами на непринадлежащем ему земельном участке в отсутствие лицензии послужило основанием для составления министерством протокола об административном правонарушении от 21.08.2015 в„– 117, вынесения постановления от 24.08.2015 в„– 117 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса в виде 900 тысяч рублей штрафа и вынесения представления от 24.08.2015 в„– 117 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В дальнейшем, 16.10.2015 министерством вынесено определение от 16.10.2015 об исправлении описки в постановлении от 24.08.2015 в„– 117 относительно кадастрового номера земельного участка, в границах которого фактически осуществлялись работы по добыче глины: кадастровый номер 26:26:000000:128 заменен на номер 26:27:000000:128.
Общество, не согласившись с вынесением министерством постановления от 24.08.2015 в„– 117 и представления от 24.08.2015 в„– 117, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу статьи 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации в„– 2395-1) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно распоряжению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительства Ставропольского края от 02.02.2009 в„– 4-р/29-рп глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина) отнесены к общераспространенным полезным ископаемым по Ставропольскому краю.
Порядком использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на территории Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 09.11.2012 в„– 445-п (далее - Порядок), установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков на территории Ставропольского края в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод обладают правами, аналогичными указанными в статье 19 Закона Российской Федерации в„– 2395-1.
Указанный Порядок не содержит требований о необходимости получения лицензии на осуществление указанной деятельности.
Согласно объяснениям работников общества, полученных сотрудниками ОЭБ и ПК ОМВД России по Ставропольскому краю в ходе проведения проверки, общий объем добытой глины не превысил 100 кубических метров в сутки.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела доказательства также следует, что глубина используемых обществом карьеров не превышала 5 метров.
Доказательства обратного министерством не представлены.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае добыча глины, относящейся к общераспространенным полезным ископаемым, не требует получения лицензии на пользование недрами.
Таким образом, в действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу в„– А63-11831/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------