Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2016 N Ф08-2643/2016 по делу N А32-29481/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление при таможенном декларировании товара недостоверных сведений, послуживших основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов.
Решение: В удовлетворении требования отказано ввиду доказанности наличия в деянии общества вмененного ему административного правонарушения, соблюдения таможенным органом процедурных требований при привлечении к административной ответственности и отсутствия оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. по делу в„– А32-29481/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В, в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РОСТЭК-Кубань" (ИНН 2311136576, ОГРН 1112311005410) и заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСТЭК-Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2015 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу в„– А32-29481/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "РОСТЭК-Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 22.07.2015 в„– 10309000-714/2015 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 7 490 рублей 41 копейки штрафа (в размере однократной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов).
Решением суда от 07.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2016, в удовлетворении заявления отказано ввиду доказанности наличия в деянии общества вмененного ему административного правонарушения, соблюдения таможней процедурных требований при привлечении к административной ответственности и отсутствием оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях общества состава вмененного правонарушения. По мнению подателя жалобы, таможня не доказала факт заявления декларантом недостоверных сведений, поскольку картонные коробки являются вторичной или третичной упаковкой, реализация товара может быть осуществлена без указанной упаковки и поэтому она не должна включаться в вес; в акте таможенного досмотра указаны следующие показатели веса товара нетто/брутто 467,5 кг/569,5 кг, что соответствует сведениям, указанным декларантом и даже меньше веса, заявленного в декларации.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить без изменения, обжалуемые по делу судебные акты, как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 12.05.2015 в зону таможенного контроля отдела таможенного оформления и таможенного контроля в„– 2 Крымского таможенного поста по таможенной процедуре таможенного транзита по транзитной декларации в„– 10317090/100515/0004947, транспортной накладной от 10.05.2015 в„– 92, автомобильным транспортом О340ЕВ123/ЕР658723 в контейнере IPXU3887497 прибыл товар - "мебель из натурального ротанга", мест - 374; вес брутто 2 100 кг, отправителем которого являлась фирма "MING RITZ SDN. BHD.", Китайская Народная Республика, а получателем - ООО "Новацентр К", Российская Федерация.
С целью таможенного декларирования товара представителем общества подана электронная декларация на товары в„– 10309093/130515/0000554 (далее - спорная ДТ) с заявленной таможенной процедурой выпуска "для внутреннего потребления".
В качестве товара в„– 1 в 31 графе спорной ДТ задекларирован товар - "мебель из натурального ротанга - кофейный столик со стеклом, размеры 107*57*46 см, часть комплекта COPABANA, маркировка Bella Vita, арт. 11025322, количество 11 шт.; упаковано в 22 коробки; - приставной столик со стеклом, размеры 54*54*55.5 см, часть комплекта COPABANA, маркировка Bella Vita, арт. 11025322, количество 11 шт.; упаковано в 22 коробки; - кофейный столик со стеклом, размеры 107*56*46 см, часть комплекта SOUTH PASIFIC, маркировка Bella Vita, арт. 11025323, количество 11 шт.; упаковано в 22 коробки; - приставной столик со стеклом, размеры 54*54*57 см, часть комплекта SOUTH PASIFIC, маркировка Bella Vita, арт. 11025323, количество 11 шт.; упаковано в 22 коробки. Всего 44 шт., упакованы в 88 коробок. Изготовитель "MING RITZ SDN.BHD.", Индонезия, товарный знак отсутствует", таможенной стоимостью 225 107 рублей 10 копеек, классификационный код в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС - 9403810000 со ставкой ввозной таможенной пошлины 1,3 Евро/кг от веса нетто товара. Вес брутто 560 кг, вес нетто 484 кг.
13 мая 2015 года в ходе таможенного контроля по спорной ДТ в„– 10300/11092014/20527 таможенным органом принято решение о проведении таможенного досмотра декларируемых товаров в объеме 100% с полным взвешиванием, с пересчетом грузовых мест с выборочным вскрытием, с пересчетом количества предметов в грузовых местах выборочно, с измерением и определением характеристик товара с частичной разборкой, без взятия проб и образцов.
14 мая 2015 года таможенным органом проведен таможенный досмотр (акт таможенного досмотра в„– 10309093/130515/000060) по результатам которого выявлено несоответствие весовых характеристик товара в„– 1. Так, в результате таможенного досмотра установлено, что вес брутто декларируемого товара составил 569,5 кг, вес нетто - 467,5 кг, при этом количество и наименование товара, осталось неизменным. По 604 мере (принятие решения структурным подразделением таможни при проверке таможенной декларации по направлению - организации таможенных процедур и таможенного контроля) по минимизации профиля риска в„– 12/10300/11092014/20527 принято решение о необходимости заявить вес товара согласно акту таможенного досмотра, при этом в весе нетто учесть вес первичной упаковки. Поэтому вес нетто декларируемого товара составил 569,50 кг, тогда как вес нетто, заявленный декларантом в ДТ - 484 кг.
14 мая 2015 года таможенным органом в отношении товара в„– 1 на основании статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение об отказе в выпуске товара. Таможенным представителем общества на указанный товар подана новая декларация в„– 10309093/140515/0000565 с изменением веса нетто товара на 569,50 кг.
По факту заявления обществом при таможенном декларировании товара недостоверных сведений, послуживших основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, таможня 05.06.2015 возбудила дело об административном правонарушении в„– 10309000-714/2015 по части 2 статьи 16.2 Кодекса.
После проведения дополнительного административного расследования таможня составила протокол об административном правонарушении от 06.07.2015 в„– 10309000-714/2015 и приняла постановление от 22.07.2015 в„– 10309000-714/2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса в виде 7 490 рублей 41 копейки административного штрафа (в размере однократной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов) без применения дополнительной меры ответственности в виде конфискации товаров.
Общество обжаловало постановление таможни в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 16.2 Кодекса заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по ТН ВЭД ТС, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет административную ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 Кодекса является установленный порядок совершения таможенных операций.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в невыполнении обязанности по достоверному декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в данном случае, невыполнению обязанности по заявлению в декларации на товары достоверных сведений об их таможенной стоимости.
В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная декларация представляет собой документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в декларации на товары указываются следующие сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код по ТН ВЭД ТС, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость.
Суды установили, что основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса послужило заявление недостоверных сведений о товаре, что привело к занижению размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на 7 490 рублей 41 копейку. Факт заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товара подтвержден материалами дела.
Доводы кассационной жалобы выводы судебных инстанций не опровергают.
Суды установили, что в соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
В силу статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 в„– 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - Инструкция в„– 257).
На основании пунктов 14, 15 Инструкция в„– 257, в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.
В графе 35 декларации на товары указывается в килограммах масса "брутто" товара, сведения о котором указываются в графе 31 ДТ. Под массой "брутто" понимается общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование (пункт 33 Инструкции).
В графе 38 декларации на товары указывается в килограммах масса "нетто" декларируемого товара: для товара, перемещаемого в упакованном виде: масса декларируемого товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи и (или) первичная упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже, не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров; масса декларируемого товара без учета какой-либо упаковки в остальных случаях; для товара, перемещаемого без упаковки (насыпом, наливом, навалом), - общая масса товара (пункт 36 Инструкции).
По смыслу пункта 36 Инструкция в„– 257 масса "нетто" декларируемого товара, перемещаемого в упакованном виде, определяется с учетом упаковки в двух случаях: 1) если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи; 2) если первичная упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже, не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что обществом допущено заявление при декларировании товара по спорной ДТ недостоверных сведений о весе товара, что повлекло занижение подлежащих уплате таможенных платежей.
В кассационной жалобе общество указывает, что в акте таможенного досмотра указаны следующие показатели веса товара нетто/брутто 467,5 кг/569,5 кг, то есть вес, указанный в декларации, соответствует сведениям, указанным в акте таможенного досмотра и даже меньше веса, заявленного в декларации.
Судом установлено, что по 604 мере (принятие решения структурным подразделением таможни при проверке таможенной декларации по направлению - организации таможенных процедур и таможенного контроля) по минимизации профиля риска в„– 12/10300/11092014/20527 таможней принято решение о необходимости заявить вес товара согласно акту таможенного досмотра, при этом в весе нетто учесть вес первичной упаковки. Таким образом, вес нетто декларируемого товара составил 569,50 кг, тогда как вес нетто, заявленный декларантом в ДТ - 484 кг.
Судебными инстанциями обоснованно отклонены доводы общества о том, что картонные коробки являются вторичной или третичной упаковкой, поскольку реализация товара может быть осуществлена без указанной упаковки.
Система понятий в области упаковки продукции установлена Межгосударственным стандартом ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения".
Под собственно упаковкой ГОСТ 17527-2003 понимает средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции.
К потребительской упаковке (внутренней упаковке, индивидуальной упаковке) отнесена тара, предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю.
Согласно акту таможенного досмотра (с приложением фотоматериалов) каждая единица товара в„– 1, оформленного по спорной ДТ, упакована в 2 отдельные картонные коробки (каркасы столиков упакованы в одни коробки, стекла к ним в другие) с маркировкой, содержащей информацию о наименования набора мебели, в состав которого входит столик со стеклом, артикула, количества упаковок в наборе.
Письмом от 03.07.2015 в„– 43-04/00809 Крымский таможенный пост запросил у ЭКС филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону информацию относительно возможности использования картонных коробок в качестве первичной упаковки спорного товара.
Из полученного таможней ответа ЭКС филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 16.07.2015 в„– 10-01/05727 следует, что согласно АТД в„– 10310309093/130515/000060, товар в„– 1, оформленный по спорной ДТ - мебель из натурального ротанга - кофейные и приставные столики со стеклом, различных размером, на поверхность столешниц столов крепится стекло, всего 44 шт., упакованы в 88 картонных коробок (каркасы столиков упаковывались в одни коробки, стекла к ним в другие). На каждую коробку нанесена маркировка товара с указанием наименования набора мебели, в состав которого входит столик со стеклом, артикула, количества упаковок в наборе.
Согласно приказу ФТС России от 11.10.2013 в„– 1918 "Об объявлении решений девятого заседания Объединенной коллегии таможенных служб - государств - членов Таможенного союза", "во всей Номенклатуре термин "упаковка для розничной продажи означает любые изделия и материалы, служащие или предназначенные - в том виде, в котором они ввозятся, - для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, необходимые для доставки товаров конечному потребителю, содержащие следующую информацию о товаре, нанесенную непосредственно на упаковку: наименование товара, организация-производитель, штрих-код, состав, дата изготовления, срок годности. На упаковке может содержаться и иная информация, адресованная непосредственно потребителю. Данная упаковка имеет отношение к конкретному товару, который в нее помещается, и предназначена для одноразового использования".
В соответствии с Модельным законом об упаковке и упаковочных отходах, принятом на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ (постановление от 25.11.2008 в„– 31-9) различают первичную, вторичную и третичную упаковки.
Под термином "первичная упаковка" понимается упаковка, имеющая непосредственный контакт с продуктом, в который упакована одна единица товара, которую конечный потребитель получает вместе с единицей товара в торговой точке.
Таким образом, частным случаем первичной упаковки является упаковка для розничной продажи.
Таким образом, учитывая, что товар состоит из двух частей (каркасы столиков и стеклянные столешницы), упаковка частей товара в отдельные картонные коробки отвечает обеспечению сохранности товара (при перевозке, в том числе в целях доставки конечному потребителю), упаковка является информационным носителем сведений о товаре.
Суд апелляционной инстанции обоснованно счел, что с учетом особенностей товара (хрупкость стеклянной столешницы, необходимость обеспечения надлежащего вида поверхности каркаса столешницы) его реализация (с учетом права потребителя на получение товара надлежащего качества) без упаковки невозможна.
При таких установленных по делу обстоятельствах выводы судов о том, что вес картонных коробок подлежит учету в качестве веса "нетто" товара, что при декларировании товара обществом в спорной ДТ заявлены недостоверные сведения о весе товара, послужившие основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, являются правильными.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 в„– 7-П, юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому приняты все меры. То есть юридическое лицо посредством всех своих представителей должно предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в то время, когда у юридического лица имелась возможность принятия таких мер.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры, что свидетельствует о виновности юридического лица.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых мер, а также не проявлении должной степени внимательности и осмотрительности для соблюдения требований таможенного законодательства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы общества направлены на переоценку исследованных судебными инстанциями доказательств и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу в„– А32-29481/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Т.Н.ДРАБО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------