Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.05.2016 N Ф08-2215/2016 по делу N А15-2788/2015
Требование: О признании незаконным отказа в принятии к исполнению постановлений казначейства.
Обстоятельства: Казначейство возвратило управлению постановления без исполнения со ссылкой на ст. 241.1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится только на основании исполнительного листа и судебного приказа с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку управление является органом, осуществляющим взыскание по исполнительным листам, к которым относятся постановления об административном штрафе.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Дагестан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2016 г. по делу в„– А15-2788/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан, заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.10.2015 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2016 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А15-2788/2015, установил следующее.
Управление Россельхознадзора по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - казначейство) в принятии к исполнению постановлений от 16.10.2014 в„– 162 и от 29.05.2014 в„– 68 о назначении административного наказания.
Решением от 15.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.01.2016, заявленные требования удовлетворены. Отказ казначейства в принятии к исполнению постановлений управления от 16.10.2014 в„– 162 и от 29.05.2014 в„– 68 о назначении административного наказания признан незаконным. Суды исходили из того, что управление является органом, осуществляющим взыскание по исполнительным листам, к которым относится постановления заявителя об административном штрафе.
В кассационной жалобе казначейство просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов заявитель указывает, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только на основании исполнительного листа и судебного приказа с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, отметив, что отказ казначейства в принятии к исполнению постановлений управления о назначении административного наказания противоречит письму Федерального казначейства Российской Федерации от 08.12.1015 в„– 07-04-05/09-826.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). От управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Судебное заседание проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлениями управления от 16.10.2014 в„– 162 и от 29.05.2014 в„– 68 администрация муниципального образования "Село Гамиях" Новолакского района Республики Дагестан признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Административный кодекс), ей назначено наказание в виде штрафа в размере, соответственно, 50 тыс. рублей и 40 тыс. рублей (л. д. 13-15; 16-19).
Названные постановления вступили в законную силу, но не исполнены в добровольном порядке, в связи с чем управление 30.09.2014 и 10.02.2015 направило их на принудительное исполнение судебному приставу-исполнителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Новолакскому району Республики Дагестан (л. д. 89, 92).
В связи с отказом службы судебных приставов в возбуждении исполнительных производств по указанным исполнительным документам (л. д. 90), а также в связи с неуплатой администрацией в добровольном порядке наложенных штрафов управление, руководствуясь частью 5 статьи 32.2 Административного кодекса, направило указанные постановления в казначейство.
Письмом от 22.06.2015 в„– 34 (л. д. 11, 12) казначейство возвратило управлению постановления без исполнения со ссылкой на статью 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Считая отказ казначейства незаконным, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
В соответствии со статьями 198, 201 Кодекса для признания ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными необходима совокупность двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 31.2 Административного кодекса постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, в соответствии с положением части 5 статьи 32.2 Административного кодекса направляют в течение 10 суток материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон в„– 229-ФЗ) акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к исполнительным документам.
В силу статьи 7 Закона в„– 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 данного Закона.
Анализ положений главы 23 Административного кодекса, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также пункта 5 статьи 32.2 данного Кодекса, который предусматривает бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и статьи 12 Закона в„– 229-ФЗ, относящей постановления административных органов к исполнительным документам, позволили судам обеих инстанций сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 Бюджетного кодекса.
Таким образом, постановление административного органа относится к числу исполнительных документов, подлежащих исполнению органами казначейства в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона в„– 229-ФЗ и статьи 239 Бюджетного кодекса.
Согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 17.05.2007 в„– 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса.
Судами установлено, что администрация муниципального образования "Село Гамиях" Новолакского района Республики Дагестан как орган местного самоуправления не имеет счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации (доказательства обратного материалы дела не содержат), что и послужило основанием для отказа службой судебных приставов в возбуждении исполнительных производств в отношении муниципального органа на основании поступивших постановлений. Источником финансовых ресурсов администрации являются бюджетные средства, в связи с чем исполнительный документ правильно направлен для исполнения в казначейство (орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета).
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что действия казначейства, связанные с отказом в принятии к исполнению постановлений управления, незаконны, не соответствуют положениям статей 7, 12 Закона в„– 229-ФЗ, статьи 242.5 Бюджетного кодекса, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявление.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушения судами норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и апелляционного постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.10.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2016 по делу в„– А15-2788/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.СИДОРОВА

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------