Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2016 N Ф08-1780/2016 по делу N А53-24181/2014
Требование: О взыскании убытков, возникших в результате бездействия администрации.
Обстоятельства: Общество ссылалось на непринятие администрацией мер по включению бесхозяйных электрических сетей в муниципальную собственность, передаче их обслуживающей организации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку убытки должны быть возмещены сетевой организацией, а не муниципальным образованием.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2016 г. по делу в„– А53-24181/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Литвинова А.В. (доверенность от 01.07.2015), от ответчиков: администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону (ИНН 6165033231, ОГРН 1036165003687) - Могильной Ю.А. (доверенность от 25.04.2016) и администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743) - Савельевой О.В. (доверенность от 17.11.2015), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2016 по делу в„– А53-24181/2014 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г.), установил следующее.
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (в настоящее время в связи со сменой наименования ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону"; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к муниципальному образованию "Город Ростов-на-Дону" в лице администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону (далее - администрация) и администрации города Ростова-на-Дону о взыскании 212 025 рублей 17 копеек убытков.
Решением от 18.06.2015 (судья Казаченко Г.Б.) исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции исходил из того, что с января по май 2013 года общество поставило электроэнергию потребителям с использованием воздушных линий электропередач, являющихся бесхозяйными объектами имущества. Потери в бесхозяйных электрически сетях за спорный период составили 92 864 кВт/ч. Ущерб причинен истцу в связи с незаконным бездействием ответчика по принятию бесхозяйных электрических сетей в муниципальную собственность. Наличие и размер убытков, понесенных обществом, подтверждены документально.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.01.2016 решение от 18.06.2015 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован следующим. Суд первой инстанции неправильно истолковал статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункт 3 части 1 статьи 85 и пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Названными нормами установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации безвозмездной передачи имущества субъектов в муниципальную собственность для решения вопросов местного значения, а также диспозитивное право органов местного самоуправления по принятию бесхозяйного имущества на учет и на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Сославшись на пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закона об электроэнергетике), правовую позицию, изложенную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в решении от 28.10.2013 в„– ВАС-10864/13, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам: поскольку энергоресурс по бесхозяйным электрическим сетям поставлялся потребителям истца, являющегося гарантирующим поставщиком, то, соответственно, сети эксплуатировались сетевой организацией; убытки в виде компенсации стоимости фактических потерь электрической энергии в электрических сетях должны быть возмещены сетевой организацией, а не муниципальным образованием.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 08.01.2016 и оставить в силе решение от 18.06.2015. По мнению заявителя, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на устных пояснениях администрации. Вывод суда о том, что статья 225 Кодекса не устанавливает обязанность муниципального образования по принятию бесхозяйных электросетей, не обоснован. Правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 28.10.2013 в„– ВАС-10864/13, заключается в неправомерности возложения на потребителей электроэнергии обязанности по оплате, возникших в бесхозяйных сетях. Указанный подход не исключает деликтную ответственность органов местного самоуправления. Суд не учел судебные акты по делу в„– А53-13994/2013, имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого спора, а также неправомерно принял во внимание представленные ответчиком в суд апелляционной инстанции новые доказательства.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что общество является гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку (продажу) электрической энергии гражданам, проживающим в городе Ростове-на-Дону по ул. Стрелковой, пер. Десантному и пер. Бастионному.
В целях передачи электроэнергии указанным потребителям общество и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
При энергоснабжении потребителей коттеджного поселка по ул. Стрелковая, пер. Десантный и пер. Бастионный, используются электрические сети ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", ООО "Донэнерготранзит" и воздушные линии электропередачи 0,4 кВ, являющиеся бесхозяйными объектами имущества.
При передаче электрической энергии потребителям коттеджного поселка в бесхозяйных сетях возникают потери.
07 февраля 2011 года общество обратилось к администрации с письмом в„– 115/95 о необходимости инициирования процедуры по признанию ВЛ-0,4 кВ, отходящих ТП-71, ТП-78 бесхозяйными в порядке, установленном постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 20.08.2008 в„– 830 "Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей".
В связи с отсутствием информации о принятых мерах общество повторно обратилось в администрацию с соответствующим запросом (письмо от 28.11.2012 в„– 103/2281).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и реестре муниципального недвижимого имущества города Ростова-на-Дону отсутствует информация о регистрации права собственности на воздушную линию ВЛ-0,4 кВ в коттеджном поселке.
С января по май 2013 года общество поставляло потребителям электроэнергию, потери электроэнергии в бесхозяйных электрических сетях составили 92 864 кВт/ч на 212 025 рублей 17 копеек.
Общество, полагая, что в результате бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по включению бесхозяйных электрических сетей в муниципальную собственность, передаче их обслуживающей организации, ему причинен ущерб, 30.07.2014 направило в адрес Главы администрации и Мэра города Ростова-на-Дону претензию (исх. в„– 001-003-7851) с требованием оплатить названные убытки. Поскольку претензия оставлена без ответа, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из противоправности виновного бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер к постановке бесхозяйных электрических сетей на учет, наличия причинно-следственной связи между бездействием ответчика и убытками истца и доказанности размера причиненных убытков.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, исходил из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Законом об электроэнергетике.
Законодательство об электроэнергетике обязывает поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электроэнергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения. Баланс интересов сторон достигается такой организацией взаиморасчетов, при которой поставщик электроэнергии получает полную оплату поставленной на розничной рынок электроэнергии, сетевая организация - оплату услуг по передаче электроэнергии, а потребитель получает качественный энергоресурс и своевременно оплачивает фактически принятый им объем электроэнергии и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.
Субъекты, обязанные оплачивать потери в электросетях, определены в части 3 пункта 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике.
В процессе передачи электроэнергии часть ее теряется в электросетях, в связи с чем в пункте 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, а также в пункте 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения в„– 442), определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики.
На основании пункта 2 статьи 21, пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике утверждение методики определения и порядка компенсации потерь электроэнергии в электросетях отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь устанавливаются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила в„– 861).
Согласно пунктам 50 и 51 Правил в„– 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке. Размер этих потерь определяется как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в электросеть, и объемом полезного отпуска (то есть объемами, потребленными присоединенными к этой сети энергопринимающими устройствами, а также переданными в другие сетевые организации).
Из смысла пунктов 185, 186, 189 и 190 Основных положений в„– 442 следует, что лицом, обязанным оплачивать фактические потери в сетях, является сетевая организация, в объектах электросетевого хозяйства которой они возникли. При этом действующим законодательством предусмотрен механизм, позволяющий энергосбытовым организациям перераспределить между сетевыми организациями неучтенный объем потерь таким образом, что в итоге поставщики должны получить плату за весь поставленный ими на розничный рынок объем электроэнергии.
В пункте 2 Правил в„– 861 определено, что сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
В силу правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 в„– ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации. Правовое регулирование, установленное Законом об электроэнергетике и постановлениями Правительства Российской Федерации, при разумном и добросовестном поведении субъектов электроснабжения не должно влечь причинения для них убытков.
Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на публично-правовое образование обязанности по компенсации потерь электроэнергии в бесхозяйных сетях и отказал в удовлетворении иска.
Приведенные выводы суда не опровергаются доводами общества о наличии в действиях муниципального образования состава гражданско-правового нарушения и ссылкой на судебные акты по делу в„– А53-133994/2013, поскольку взыскание стоимости потерь в бесхозяйных сетях в виде убытков обусловлено оценкой фактических обстоятельств конкретного дела и процессуальным поведением лиц, участвующих в деле.
Доводы заявителя о принятии судом апелляционной инстанции новых доказательств не могут служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции исходя из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 в„– 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Оснований для отмены или изменения апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не установлено.
Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал материалы дела, установил фактические обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дал правовую оценку. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2016 по делу в„– А53-24181/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.БАБАЕВА

Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Л.И.САВЕНКО


------------------------------------------------------------------