Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.04.2016 N Ф08-1743/2016 по делу N А32-4741/2015
Требование: О взыскании задолженности за поставленную электроэнергию по договору энергоснабжения.
Обстоятельства: Истец ссылался на неисполнение ответчиком обязательств по договору.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не исследованы доводы ответчика и не выяснено, какова мощность энергопринимающих устройств потребителя, в отношении которого ответчик является покупателем, и какова ценовая категория для осуществления им как покупателем расчетов за электрическую энергию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. по делу в„– А32-4741/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В. при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Загуменко А.Г. (доверенность от 30.12.2015), от ответчика - открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ИНН 7704731218, ОГРН 1097746448315) - Лаптиновой Д.В. (доверенность от 01.09.2015) и Бойцовой А.В. (доверенность от 16.11.2015), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2015 (судья Нарышкина Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Пономарева И.В.) по делу в„– А32-4741/2015, установил следующее.
ОАО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (в настоящее время АО "НЭСК"; далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Оборонэнергосбыт" (в настоящее время с учетом изменения наименования - АО "Оборонэнергосбыт"; далее - общество) о взыскании 52 816 рублей 68 копеек задолженности за поставленную с 01.10.2014 по 01.01.2015 электроэнергию, 48 757 рублей 06 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.11.2014 по 31.03.2015, а также процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму основного долга, начиная с 01.04.2015 по день фактической оплаты (уточненные требования).
Решением от 03.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.12.2015, с общества в пользу компании взыскано 52 816 рублей 68 копеек основного долга и 50 864 рубля 35 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.11.2014 по 28.08.2015, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму основного долга, начиная с 29.08.2015 по день фактической оплаты. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Распределены судебные расходы.
Судебные акты мотивированы тем, что потребление электроэнергии и размер задолженности за спорный период доказаны материалами дела. Суд произвел перерасчет процентов, поскольку расчет истца выполнен арифметически и методически неверно.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В жалобе приведены следующие доводы:
- в акте разграничения балансовой принадлежности от 01.01.2006, составленном ОАО "Геленджикэлектросеть" и военным санаторием "Дивноморское", указана максимальная (разрешенная) мощность подстанции РП-5-2;
- данная подстанция находятся в собственности сетевой организации - ОАО "Геленджикэлектросеть", которая не является потребителем общества; потребители ответчика не имеют прямого подключения к сетям ОАО "Геленджикэлектросеть", следовательно, неправомерно применять мощность, указанную в акте от 01.01.2006 для определения ценовой категории при расчетах с ответчиком;
- акт разграничения балансовой принадлежности от 01.01.2006 не отвечает признакам относимости и допустимости и подлежит исключению из числа доказательств;
- ответчик для подтверждения действительной величины максимальной мощности энергопринимающего устройства представил акт разграничения балансовой принадлежности сетей от 20.11.2013 в„– 701-03 п./Б, составленный между сетевой организацией (ОАО "Оборонэнерго") и потребителем (собственником энергопринимающего устройства) - ФГКУ СКК "Анапский" МО РФ, объект в/г 1, расположенным по адресу: Краснодарский край, с. Дивноморское, ВС "Дивноморское"; из этого акта следует, что максимальная мощность энергопринимающего устройства потребителя составляет 95 кВт; в свою очередь ответчик не владеет энергопринимающими устройствами, как потребитель, а является покупателем электроэнергии в отношении потребителей, указанных в пункте 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения);
- акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности, представленный истцом, содержит сведения о мощности, включающей мощность устройств сетевой организации; применение сведений о мощности, включающей мощность устройств сетевой организации, противоречит положениям Основных положений;
- обязательства между двумя гарантирующими поставщиками по согласованным в договоре точкам поставки определяются в отношении количества и качества поставленной электроэнергии, уровней напряжения, но не в отношении определения ценовой категории;
- суды не дали оценку акту разграничения балансовой принадлежности сетей от 20.11.2013 в„– 701-03 п./Б и не определили суммарную мощность энергопринимающих установок потребителя общества;
- суды не приняли во внимание акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от 04.04.2013 в„– 238-03 и от 04.04.2013 в„– 243-03, составленные филиалом ОАО "НЭСК-электросети" "Геленджикэлектросеть" и филиалом "Южный ОАО "Оборонэнерго"; истец не отрицает относимость указанных актов к спорным правоотношениям, а лишь только отказывается применять их в спорный период; данный факт подтверждается, в частности, направленным истцом в адрес ответчика на согласование дополнительным соглашением от 02.07.2015 в„– 1 к договору энергоснабжения, согласно которому акт разграничения балансовой принадлежности электросетей от 04.04.2013 в„– 243-03 включен истцом в приложение в„– 1.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, 01.01.2006 компания (гарантирующий поставщик) и государственное учреждение "1222 отделение морской инженерной службы" (абонент) заключили договор энергоснабжения в„– Б125, предметом которого является подача энергоснабжающей организацией электроэнергии и мощности, оплата ее абонентом на условиях и в количестве, определенных договором, в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение (пункт 1.1 договора).
Границы балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон устанавливаются актами балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние электроустановок между ЭСО и абонентом (приложение в„– 4) (пункт 1.2 договора).
Соглашением от 01.07.2010 в„– 42/125 произведена замена стороны по договору энергоснабжения от 01.01.2006 в„– Б125: "1222 отделение морской инженерной службы" заменено на общество, которое приняло все права и обязанности. Стороны договорились применять условия соглашения к отношениям сторон, возникшим с 00.00 часов 01.01.2010 (п. 1.3 соглашения).
Как указывает истец, за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 он поставил обществу электроэнергию на общую сумму 2 318 455 рублей 20 копеек, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела акты об отпуске электроэнергии, расшифровки начислений, счета-фактуры.
Суды установили, что ответчик подписал акты об отпуске электроэнергии с разногласиями, выразившимися, как следует из письменных пояснений общества, в применении истцом третьей ценовой категории вместо первой по объекту: РП5-2, ввод 1, в/с "Дивноморское", Кирова 20 и РП5-2, ввод 2, в/с "Дивноморское", Кирова 20.
Ответчик произвел оплату электрической энергии в неоспариваемой части в размере 2 265 638 рублей 52 копеек, что подтверждается платежным поручением от 23.03.2015 в„– 1444 и реестром на оплату от 19.03.2015 в„– 96.
Спор возник в связи с тем, что истец производит расчет задолженности по третьей ценовой категории, а ответчик производит оплату поставленной электроэнергии из расчета первой ценовой категории. Сумма разногласий в размере 52 816 рублей 68 копеек ответчиком не оплачена, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Суды сделали вывод о правомерности применения истцом при расчетах с ответчиком третьей ценовой категории (пункт 97 Основных положений). При этом они согласились с позицией истца, который исходил из того, что ответчик имеет максимальные мощности энергопринимающих устройств, превышающие в спорной точке поставки 670 кВт. Суды сослались на акт разграничения балансовой принадлежности от 01.01.2006, согласно которому согласованная сторонами в контракте мощность в точке поставки составляет 1200 Квт, иной размер максимальной мощности обществом не доказан.
Вместе с тем суды не учли следующего.
В спорный период стоимость электрической энергии определялась с учетом пункта 97 Основных положений, предусматривающего применение той или иной ценовой категории в зависимости от совокупной мощности энергопринимающих устройств потребителя, а не покупателя.
Согласно пункту 2 Основных положений под "потребителем" в данном нормативном акте понимается потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд; под "покупателем" - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Общество создано в качестве энергосбытовой организации для снабжения объектов Министерства обороны России, имеет статус гарантирующего поставщика и, как правило, приобретает энергию не в качестве потребителя, а для перепродажи потребителям, то есть является покупателем в смысле Основных положений.
В силу названного пункта гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) в соответствии с порядком, изложенным в данном пункте. Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт (покупатели в отношении таких потребителей), осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать: первую ценовую категорию - при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии; вторую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии; третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии; четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии; пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток; шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. В отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт (далее - потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт), до 1 июля 2013 года ценовая категория определяется в порядке, установленном в данном пункте в отношении потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт, а с 1 июля 2013 года - без возможности выбора и применения в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт первой и второй ценовых категорий в соответствии со следующими требованиями. Потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений данного пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать: третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии; четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии; пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток; шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. При этом в случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность) начиная с 1 июля 2013 года в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт применяется третья ценовая категория (для случая применения одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) или четвертая ценовая категория (для случая применения двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии).
Таким образом, ценовая категория поставлена законодателем в зависимость от максимальной мощности энергопринимающих устройств одного конкретного потребителя, а не суммы мощностей потребителей, для которых покупатель приобретает энергию в той или иной точке поставки. Утверждение истца о том, что в целях определения ценовой категории необходимо исходить из приложения в„– 5 к договору от 01.01.2006 (акт разграничения балансовой принадлежности), согласно которому разрешенная присоединенная мощность потребителя в спорной точке поставки равна 1200 кВт, не соответствует правовому статусу общества, не являющемуся потребителем, владеющим на законном основании энергопринимающими устройствами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 в„– 78-р в соответствии с пунктом 17.1 части 2 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" общество определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России. Стороны не оспаривают тот факт, что общество заключило с Минобороны России государственный контракт на поставку электрической энергии на объекты указанного министерства. В порядке реализации названного распоряжения в„– 78-р заключено соглашение от 01.07.2010 о замене стороны в договоре энергоснабжения от 01.01.2006.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество, будучи гарантирующим поставщиком, приобретало энергию для собственных нужд, а не для перепродажи. Компания не представила доказательств принадлежности обществу энергопринимающих устройств по соответствующей точке поставки.
Поскольку акт разграничения балансовой принадлежности может быть подписан либо между сетевыми организациями, либо сетевой организацией и потребителем электрической энергии, для определения ценовой категории для осуществления расчетов за электрическую энергию судам следовало дать оценку актам разграничения балансовой принадлежности от 04.04.2013 в„– 238-03 и от 04.04.2013 в„– 243-03 (т. 2, л.д. 242-245).
Ввиду неправильного применения названного нормативного акта суды не исследовали доводы ответчика и не выяснили, какова мощность энергопринимающих устройств потребителя, в отношении которого общество является покупателем в смысле пункта 97 Основных положений, и, в связи с этим, какова ценовая категория для осуществления обществом как покупателем в отношении потребителя расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства).
Поскольку суды не определили цену энергии в соответствии с требованиями Основных положений, решение и постановление не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для исследования указанных вопросов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 по делу в„– А32-4741/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.И.САВЕНКО

Судьи
О.В.БАБАЕВА
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------