Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.09.2016 N Ф08-6018/2016 по делу N А20-3104/2015
Требование: О признании недействительным договора аренды земельных участков.
Обстоятельства: Антимонопольный орган указывал на нарушение правопредшественником министерства п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" при предоставлении земельного участка обществу в аренду. Требования третьих лиц: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как у министерства отсутствовали основания для предоставления обществу в аренду без проведения торгов участка для добычи минеральных подземных вод в отсутствие надлежаще оформленной документации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2016 г. по делу в„– А20-3104/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от истца - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344) - Гаева Р.А. (доверенность от 11.01.2016) и Каракизова А.Х. (доверенность от 24.05.2016), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РегионСтройСервис" (ИНН 0721055366, ОГРН 1020700739344) - Тапова Р.В. (доверенность от 26.08.2016), в отсутствие представителя ответчика - министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836, ОГРН 1060721063655), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике, Управления Министерства внутренних дел России по городу Нальчику, департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 (судьи Джамбулатов С.И., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу в„– А20-3104/2015, установил следующее.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - антимонопольная служба) подало в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иск к министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство имущественных отношений) о признании недействительным договора от 12.05.2014 в„– 1ау аренды земельного участка площадью 42 598 кв. м с кадастровым номером 07:05:1500000:227, расположенного по адресу: Черекский район, с. Аушигер (далее - договор аренды; земельный участок с кадастровым номером 07:05:1500000:227), заключенного государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по земельным и имущественным отношениям (переименован в министерство имущественных отношений) и обществом с ограниченной ответственностью "РегионСтройСервис" (далее - общество). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике, Управление Министерства внутренних дел России по городу Нальчику, Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу. Общество заявило о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора о признании недействительным решения антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу в„– АЗ05-13/15.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2016 по ходатайству антимонопольной службы общество привлечено к участию в деле в качестве соответчика по основному иску, в удовлетворении иска министерства отказано, решение антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу в„– АЗ05-13/15 признано недействительным в части признания правопредшественника министерства имущественных отношений нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон в„– 135-ФЗ), в удовлетворении остальной части требований общества отказано. Судебный акт мотивирован следующим. В постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 в„– А20-1132/2014 признано законным использование обществом на основании договора аренды земельного участка и расположенной на нем скважины 109-Э. Земельный участок на момент его предоставления в аренду обществу не был обременен правами третьих лиц, доказательства регистрации соответствующих прав отсутствовали. Основания для признания договора аренды ничтожной сделкой отсутствуют. Доводы антимонопольной службы об отсутствии у общества горноотводного акта и о непроведении им предусмотренного лицензией на пользование недрами комплекса мероприятий (разработка и отверждение проекта - технологической схемы разработки месторождения минеральных вод, разработка и утверждение проекта округа горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод, получение необходимых экспертиз и согласований, введение месторождения в эксплуатацию) отклонены с указанием на осуществление обществом ревизии скважин в„– 109-Р, 109-Э, получение положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проекта технического состояния скважин, наличие у спорного участка недр статуса горного отвода с описанными границами. Стороны отказались от несения расходов, связанных с проведением землеустроительной экспертизы. Антимонопольной службой не доказано превышение площади земельного участка над площадью, необходимой и достаточной для достижения целей лицензии. В действиях министерства имущественных отношений по заключению спорного договора аренды отсутствовали признаки нарушения антимонопольного законодательства. У министерства имущественных отношений отсутствовала возможность заключения договора аренды земельного участка с иными лицами, не обладающими лицензией на пользование недрами. Возбуждая дело о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольная служба превысила свои полномочия, вмешалась в гражданско-правовой спор между обществом и обществом с ограниченной ответственностью КЗО "Идарей", разрешаемый арбитражным судом. Решение антимонопольной службы в признанной недействительной части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества.
Определением от 25.05.2016 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2016 отменено, в удовлетворении иска министерства отказано, решение антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу в„– АЗ05-13/15 признано недействительным в части признания правопредшественника министерства имущественных отношений нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ, в удовлетворении остальной части требований общества отказано. Суд апелляционной инстанции привел обоснование, аналогичное обоснованию суда первой инстанции.
Антимонопольная служба обжаловала постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. В рамках дела в„– А20-1132/2015 рассматривался гражданско-правовой спор между двумя хозяйствующим субъектами, а действия министерства имущественных отношений на предмет их соответствия Закону в„– 135-ФЗ не оценивались. Допущенное министерством имущественных отношений нарушение антимонопольного законодательства выразилось в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, без документа, удостоверяющего уточненные границы горного отвода, с превышением необходимой для использования недр площади на 22 598 кв. м. Лицензия на право пользования недрами сама по себе не предоставляет право на приобретение в аренду земельного участка без проведения торгов. Площадь горного отвода и конфигурация его границ не соответствуют соответствующим характеристикам земельного участка. Антимонопольная служба не выходила за рамки своих полномочий и не вмешивалась в гражданско-правовой спор хозяйствующих субъектов. В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А20-3104/2015 подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании распоряжений государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по земельным и имущественным отношениям (правопредшественника министерства имущественных отношений) от 06.12.2013 в„– 579, от 26.03.2014 в„– 2 прекращено право собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок площадью 42 616 кв. м с кадастровым номером 07:05:1500000:210, последний разделен на три земельных участка, в том числе спорный земельный участок, зарегистрировано право собственности Кабардино-Балкарской Республики на них. Кадастровый учет земельного участка осуществлен 06.12.2013 с разрешенным использованием для строительства лечебно-оздоровительного комплекса (кадастровый паспорт земельного участка от 27.01.2014 в„– 07/501/14-5666). Земельный участок отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Приказом Управления по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике от 17.04.2013 в„– 34 утверждены итоги конкурса на право пользования недрами. Обществу как победителю конкурса выдана лицензия на пользование недрами серии НАЛ в„– 00700 МЭ с целевым назначением и видами работ - для добычи минеральных вод Аушигерского месторождения для бальнеоприменения, на участке недр, расположенном в с.п. Аушигер, Черекского района, Кабардино-Балкарской Республики, со сроком действия до 01.05.2033 (далее - лицензия). Лицензия зарегистрирована в Управлении по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике от 16.05.2013 в реестре под в„– 221/НАЛ 00700 МЭ. В приложении в„– 1 к лицензии границы горного отвода Аушигерского месторождения ограничены соответствующим зоне строгого режима санитарной охраны скважин в„– 109-Э, в„– 109-Р контуром, имеющим форму прямоугольника со сторонами 200*100 м (географические координаты характерных точек границ приведены в табличной форме). Указано на расположение Аушигерского месторождения минеральных вод (участок скважин в„– 109-Э, 109-Р) на юго-западной окраине с. Аушигер, на одной надпойменной левобережной террасе р. Черек в границах особо охраняемой природной территории республиканского значения "Лечебно-оздоровительная местность "Аушигер", положение о которой утверждено постановлением правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.04.2004 в„– 98-1111.
Распоряжением правопредшественника министерства имущественных отношений от 12.05.2014 в„– 37 обществу предоставлен в аренду земельный участок на 19 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 07:05:1500000:227. Разрешенное использование земельного участка для охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями определено в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Аушигер, утвержденных по итогам публичных слушаний решением внеочередной сессии депутатов Совета местного самоуправления сельского поселения Аушигер от 30.09.2013 в„– 1.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А20-1132/2015 установлено, что ранее земельный участок в составе земельного массива площадью 6,44 га находился в пользовании общества с ограниченной ответственностью КЗО "Идарей" по договору аренды от 28.12.1999 и лицензии серии НАЛ в„– 00197 МР на право пользования недрами Аушигерского месторождения термальных минеральных вод со сроком действия до 01.03.2002. По окончании срока действия лицензии у названного субъекта отсутствуют основания как для пользования недрами и скважиной в„– 109-Э, так и для использования земельного массива.
По заявлению ООО КЗО "Идарей" управлением министерства внутренних дел по городу Нальчику проведена проверка в отношении должностных лиц министерства имущественных отношений, в рамках которой в антимонопольную службу подано обращение от 25.05.2015 в„– 15270 о проведении проверки на предмет соблюдения должностными лицами министерства имущественных отношений антимонопольного законодательства при предоставлении земельного участка обществу в аренду. Решением антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу в„– АЗ05-13/15 правопредшественник министерства имущественных отношений признан нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ, что послужило основанием обращения антимонопольной службы в арбитражный суд. Считая названное решение антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу в„– АЗ05-13/15 нарушающим права и законные интересы недропользователя, общество обратилось в арбитражный суд с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
В силу статей 3, 30, 31 Земельного кодекса в применимой к рассматриваемым отношениям редакции, к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Предоставление в аренду пользователю недр находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, необходимых для ведения связанных с пользованием недрами работ, осуществляется без проведения торгов. Выбор таких земельных участков обеспечивается с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Отношения, возникающие в области использования недр, отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств регулируются нормами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). Одним из видов пользования недрами является добыча полезных ископаемых (статья 6). Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода (геометризованного блока недр), при определении границ которого учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, разносы бортов карьеров и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, уполномоченный орган оформляет документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаемые в лицензию в качестве ее неотъемлемой части. Порядок установления границ участков недр, подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 7). Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление земельного участка для проведения связанных с использованием недр работ осуществляется после утверждения проекта проведения указанных работ (статья 11). Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сведения о границах участка недр, предоставляемого в пользование, границах земельного участка, выделенного для ведения связанных с пользованием недрами работ (статья 12). Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными и согласованными техническими проектами. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 23.2). Земельные участки, необходимые для ведения связанных с пользованием недрами работ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов. Такие земельные участки предоставляются пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления горного отвода (статья 25.1).
Пунктами 2, 3, 4 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 в„– 429 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, установление границ участков недр местного значения отнесено к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Положением предусмотрено включение описания границ участка недр в лицензию в качестве ее неотъемлемой части и обозначение границ участка недр с помощью географических координат.
Согласно пунктам 3, 4 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 в„– 118, подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или привлекаемой им организацией на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр. Пользователь недр обеспечивает необходимые согласование и утверждение проектной документации.
С учетом вышеприведенных нормативных положений у министерства имущественных отношений отсутствовали основания для предоставления обществу в аренду без проведения торгов земельного участка для добычи минеральных подземных вод Аушигерского месторождения в отсутствие надлежащим образом оформленного горного отвода, согласованного и утвержденного технического проекта выполнения связанных с пользованием недрами работ, оформленного уполномоченным органом и включенного в лицензию в качестве ее неотъемлемой части документа, удостоверяющего уточненные границы горного отвода (горноотводного акта и графических приложений), сведений о границах земельного участка, выделенного для ведения связанных с пользованием недрами работ. В материалах дела названные документы отсутствуют. Оценка им в обжалуемом судебном акте не дана. Судом апелляционной инстанции также не приведено нормативное обоснование возможности предоставления недропользователю на льготных условиях (без соблюдения установленных земельным законодательством процедур) в аренду публичных земель в части площади, превышающей предварительно установленную в приложении к лицензии площадь контура горного отвода.
В этой связи, содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы о законности использования обществом на основании договора аренды земельного участка, об отсутствии оснований для признания договора аренды ничтожной сделкой, о возможности замены горноотводного акта, проектов разработки месторождения минеральных вод и его округа горно-санитарной охраны положительным заключением экспертизы промышленной безопасности проекта технического состояния скважин, о наличии у общества описания уточненных границ горного отвода, об отсутствии в действиях правопредшественника министерства имущественных отношений по заключению спорного договора аренды признаков нарушения антимонопольного законодательства, об отсутствии у министерства имущественных отношений возможности заключения договора аренды земельного участка с иными лицами, не обладающими лицензией на пользование недрами, о превышении антимонопольной службой своих полномочий и противоречии части ее решения действующему законодательству не могут быть признаны соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. Направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (статья 287 Арбитражного процессуального кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, в том числе связанные с соответствием (несоответствием) площади и конфигурации горного отвода соответствующим характеристикам земельного участка, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А20-3104/2015 отменить.
Дело в„– А20-3104/2015 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------