Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2016 N Ф08-6219/2016 по делу N А32-2256/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за недостоверное декларирование товара.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие в деянии общества состава вмененного ему правонарушения, так как не подтверждено, что декларация о соответствии являлась недействительным документом и названный в ней товар невозможно идентифицировать с тем, который предъявлен обществом к таможенному оформлению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. по делу в„– А32-2256/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Бутенко А.В. (доверенность от 23.11.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2016 (судья Хахалева Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу в„– А32-2256/2016, установил следующее.
АО "Тандер" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 17.12.2015 в„– 10317000-953/2015 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 130 тыс. рублей штрафа.
Решением от 04.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2016, суды удовлетворили заявленные требования.
Судебные акты мотивированы не доказанностью таможенным органом, что декларация о соответствии являлась недействительным документом и названный в ней товар невозможно идентифицировать с тем, который предъявлен заявителем к таможенному оформлению; таможенным органом не доказано наличие в деянии общества состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что на картонных коробках отсутствовали информационные ярлыки с маркировкой, в связи с чем невозможно соотнести ввезенные обществом товары с представленной декларацией о соответствии. Данное обстоятельство, по мнению таможенного органа, свидетельствует о недействительности представленной обществом декларации и подтверждает наличие в деянии заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса. Вина общества выражается в том, что у последнего имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые для этого меры, а именно, обществом могла быть предоставлена надлежащая декларация о соответствии, а также своевременно не были приняты меры по нанесению надлежащей маркировки на прибывший товар в целях соблюдения требования действующего законодательства, в частности, требований технического регламента таможенного союза ТР ТС 022/2011 "О безопасности пищевой продукции", необходимых для выпуска товара в свободное обращение.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя заявителя, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании контракта от 30.09.2009 в„– GK-10/3986/09, заключенного между заявителем и торговой фирмой "ElWadi Export Co. For Agriculture Products" (Арабская Республика Египет), общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар - плоды граната свежие. В таможенном отношении товар оформлен по ДТ в„– 10317110/111015/0018438, в указанной ДТ заявлены сведения о товаре в„– 1 "плоды граната свежие, класс 1, год урожая 2015", всего 31 954 картонных коробок, вес брутто с поддонами 163 130 кг, производитель "ElWadi Export Co. For Agriculture Products" (Арабская Республика Египет), товарный знак отсутствует.
В результате применения таможенного контроля в форме таможенного досмотра товара в„– 1, заявленного в ДТ в„– 10317110/111015/0018438 (АТД в„– 10317090/151015/002521), при участии старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды таможни, административным органом установлено, что в грузовом помещении контейнеров в„– ARKU5005937, ARKU5006656, ARKU5011502, ARKU5016525 ARKU5017521, ARKU5031113, ARKU5031221, ARKU5032001, прибывших в порт Новороссийск на т/х "MARTHA А", находится товар - плоды граната свежие, обернутые в бумажную обертку, упакованные в картонные коробки синего цвета, которые уложены на деревянные поддоны. Также на картонных коробках имеется маркировка "POMEGRANATE PACKED BY WLWADI EXPORT CO 17 Abd EI Salam Aref Street Cairo Egypt PRODUCE OF EGYPT", а также с торцевой стороны на 30 191 коробках наклеены бумажные этикетки с маркировкой "Наименование позиции: гранат свежий; урожай: 2015; дата упаковки 14/9/2015; производитель: ЭльВади Экспорт Ко, Фор Агрикалтчерал Продакте; адрес производителя: Египет; экспорт: Тандер". Всего по данному наименованию 31 954 картонных ящиков. В ходе досмотра таможенным органом установлено, что на 1 763 картонных коробках клееные бумажные информационные ярлыки с маркировкой отсутствуют.
В подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений на перемещение указанных товаров через таможенную границу Таможенного союза, вместе с данной ДТ представлена декларация о соответствии от 26.09.2015 в„– ТС в„– RU Д-EG.РА01.В.21260, согласно которой продукция "плоды граната свежие" соответствует требованиям ТР ТС о безопасности пищевой продукции, ТР ТС 021/2011, 022/2011. Таможенным органом установлено, что на упаковке части товара, заявленного в ДТ в„– 10317110/111015/0018438, отсутствует маркировка в соответствии с ТР ТС в„– 022/2011.
В соответствии с заключением отделения торговых ограничений и экспортного контроля таможни от 20.10.2015 в„– 26-26/1155, запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) по товару "плоды граната свежие" по ДТ в„– 10317110/111015/0018438 с предоставлением декларации о соответствии от 26.09.2015 в„– ТС в„– RU Д-EG.РА01.В.21260 не соблюдены. Часть товара "плоды граната свежие", заявленного в ДТ в„– 10317110/111015/0018438, к указанной в этой декларации о соответствии продукции не относится, в связи с отсутствием маркировки на упаковке товара, что, по мнению административного органа, свидетельствует о нарушении юридическим лицом части 3 статьи 16.2 Кодекса.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней в отношении общества дела об административном правонарушении в„– 10317000-953/2015 по части 3 статьи 16.2 Кодекса и проведении административного расследования (определение от 03.11.2015), составления 03.12.2015 протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса от 17.12.2015 в„– 10317000-953/2015.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд заявлением о признании его незаконным.
Рассматривая заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу части 3 статьи 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса для целей применения главы 16 указанного Кодекса, под недействительными понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
К административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса подлежит привлечению лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (специализированная организация, с которой предпринимателем заключен договор для таможенного оформления товара) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 в„– 1572-О).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Поскольку объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения состоит в представлении недействительных документов, то предметом доказывания объективной стороны правонарушения является не только факт представления таких документов, но и то, что документы являются недействительными в силу указанных выше характеристик, то есть в рассматриваемом случае содержащие недостоверные сведения об изготовителе спорного товара.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 Таможенного кодекса).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (часть 1 статьи 181 Таможенного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8); сведения о производителе товаров (подпункт 9); сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса (подпункт 11).
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункт 1 статьи 183 Таможенного кодекса).
Согласно статье 188 Таможенного кодекса при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В силу подпункта "б" пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 в„– 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с ТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии со статьей 2 Закона в„– 184-ФЗ декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона в„– 184-ФЗ декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Статьей 2 Закона в„– 184-ФЗ установлено, что идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
Согласно подпункту 2 пункта 4.2 Технического регламента 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" в случае, если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок, и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 статьи 4.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 Технического регламента маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать указанные в нем сведения. Маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 данной статьи.
Согласно пункту 1 части 4.12 статьи 4 маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 указанной статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.
В соответствии с пунктом 3 части 4.8 статьи 4 информацию о наименовании места нахождения изготовителя пищевой продукции, поставляемой из третьих стран, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном(ых) языке(ах) страны по месту нахождения изготовителя пищевой продукции при условии указания наименования страны на русском языке.
Из материалов дела следует, что на коробках с товаром, задекларированном по ДТ в„– 10317110/111015/0018438 (и это прямо указывается в акте таможенного досмотра от 15.10.2015 в„– 10317090/151015/002521) имелась маркировка со сведениями об изготовителе товаров ("POMEGRANATE PACKED BY ELWADI EXPORT CO 17 Abd Ei Salam Aref Street Cairo Egypt PRODUCE OF EGYPT"), указанного в ДТ, и его местонахождении (Арабская Республика Египет, Каир, с указанием улицы и номера дома).
Товаросопроводительными документами на товар, а также декларацией о соответствии, выданной для выпуска данного товара, подтверждается, что его изготовителем является ELWADI EXPORT CO, Египет. Кроме того, в декларации о соответствии содержатся сведения о месте нахождения производителя, реквизитах контракта (его номер, дата, дополнительное соглашение к нему), на основании которого производится ввоз товара, реквизиты коммерческого документа - инвойса, а также указаны количество коробок, вес товара.
Эти же сведения содержатся в ДТ в„– 10317110/111015/0018438. Аналогичные сведения содержатся на маркировках, расположенных на товаре и упаковке.
По мнению судебных инстанций, в материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на невозможность идентификации указанной части ввезенного товара путем ее соотнесения с декларацией о соответствии посредством сопоставления сведений, указанных в них и содержащихся на упаковке товара (картонных коробках).
По результатам административного расследования таможенный орган не представил доказательства несоответствия сведений, заявленных обществом в спорной ДТ (в том числе относительно контракта и инвойса к нему), со сведениями, отраженными в акте таможенного досмотра, а также свидетельствующих о том, что производителем перемещаемого товара является иное лицо, чем указано в сертификате соответствия.
Суды, установив данные обстоятельства, сделали вывод, что доводы таможни относительно того, что спорная декларация действует только в отношении товара, указанного в них, и маркировка которого соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза в„– 022/2011, не могут быть положены в основание выводов о совершении обществом вмененного административного правонарушения путем предоставления недействительного документа в подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений.
В свою очередь, относимость представленной обществом в таможенный орган декларации о соответствии к товару, заявленному в ДТ в„– 10317110/111015/0018438, и его изготовителю подтверждена документами (наименование продукции и ее основные свойства, сведения о контракте, на основании которого поставлялся товар, также отражены в спорном сертификате соответствия, также указан номер инвойса), предъявленными заявителем к таможенному оформлению, действительность и подлинность которых таможенным органом не оспаривается.
При таких конкретных установленных по данному делу обстоятельствах, вывод судов о недоказанности таможней невозможности идентификации ввезенного товара путем соотнесения его с декларацией о соответствии посредством сопоставления сведений, указанных в ней и содержащихся в упаковке товара соответствует представленным в дело доказательствам.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 по делу в„– А32-2256/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------