Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.08.2016 N Ф08-5541/2016 по делу N А53-31143/2015
Требование: Об отмене постановления о прекращении производства по делу о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ за нарушение требований действующего законодательства РФ о порядке розничной торговли лекарственными препаратами.
Решение: Требования удовлетворено, поскольку факт правонарушения подтвержден. Срок для привлечения к ответственности не истек, составляет один год, с момента совершения правонарушения, так как контроль в сфере охраны здоровья включает в себя государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2016 г. по делу в„– А53-31143/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - прокурора Ростовской области - Солдатова С.А. (прокурор отдела Краснодарской краевой прокуратуры, удостоверение <...>), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Юг Аптека" (ИНН 6166084133, ОГРН 1126193006719), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юг Аптека" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу в„– А53-31143/2015, установил следующее.
Прокурор Ростовской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - административный орган, служба) о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2015 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в„– 05-263-2015 по части 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Юг Аптека" (далее - общество).
Решением от 14.04.2016 суд отказал в удовлетворении заявленных прокурором требований. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса. При этом, суд первой инстанции сделал вывод о том, что на момент рассмотрения административным органом срок давности привлечения к административной ответственности истек, что является безусловным основанием для прекращения производства по административному делу.
Постановлением от 15.06.2016, суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 14.04.2016, заявленные прокурором требования удовлетворил. Суд апелляционной инстанции, поддержав вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса, с учетом существа совершенного правонарушения и применяемого законодательства, сделал вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.4.2 Кодекса, составляет один год с момента совершения правонарушения, поскольку контроль в сфере охраны здоровья включает в себя государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда от 14.04.2016. Податель кассационной жалобы полагает, что в действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения. Факт реализации без рецепта врача лекарственного препарата "Седал-М" зафиксирован актом проверки от 02.09.2015 и постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.09.2015, полученными с нарушением закона, является результатом проверочной закупки, проведенной прокуратурой и ФСКН России при отсутствии оснований, предусмотренных законом для ее проведения. На дату рассмотрения дела в суде первой инстанции (07.04.2016), установленный статьей 4.5 Кодекса двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, что является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, письмом от 10.08.2015 в„– 39/571 глава администрации города Гуково Ростовской области сообщил прокурору города Гуково о том, что в ходе проведенного мониторинга наркоситуации на территории города Гуково и анализа совершенных административных правонарушений в части немедицинского потребления наркотических средств установлено, что 70% привлеченных к административной ответственности лиц привлечены за потребление наркотического средства, - дезоморфин, которое изготавливается из кодеиносодержащих препаратов, подлежащих рецептурному отпуску. При выявлении мест безрецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов лицами, употребляющими наркотические средства данного вида, установлено, что, как правило, местом приобретения кодеиносодержащих препаратов является аптека ООО "Юг Аптека", расположенная по адресу: г. Гуково, ул. Шахтерская, 52. В этой связи глава администрации просил инициировать проверку сети аптек "Юг", расположенных в г. Гуково.
На основании письма главы администрации города Гуково Ростовской области от 10.08.2015 в„– 39/571, сотрудники прокуратуры города Гуково Ростовской области совместно с сотрудниками 1-го отделения Новошахтинского МРОН УФСКН России по Ростовской области 02.09.2015 провели проверку общества, в ходе которой выявила факт безрецептурной продажи гражданину Ведлеру Е.Ю. кодеиносодержащего препарата "Седал-М" в количестве 20 таблеток заместителем заведующей (администратором) территориально обособленного подразделения ООО "Юг Аптека", расположенного по адресу: г, Гуково, ул. Шахтерская, 52, помещение 33.
Выявленное в ходе проверки нарушение зафиксировано составлен в акте проверки от 02.09.2015, согласно которому 02.09.2015 примерно в 17 часов в помещении аптеки ООО "Юг Аптека" администратор Лазеева Ирина Викторовна без рецепта реализовала гражданину Ведлеру Е.Ю. лекарство "Седал М" в количестве 2 пластин по 10 таблеток по цене 150 рублей за пластину. В своих пояснениях в акте проверки Лазеева И.В. факт отпуска лекарства отрицала.
Из объяснений гражданина Ведлера Е.Ю. от 02.09.2015 следует, что он приехал в город Гуково для того, чтобы приобрести в аптеке ООО "Юг Аптека" по адресу: г. Гуково, ул. Шахтерская, 52, кодеиносодержащие таблетки "Седал-М" в целях изготовления наркотического средства - дезоморфина. Как следует из пояснений указанного гражданина, около 17 часов 02.09.2015 он зашел в аптеку и за 300 рублей приобрел две пластины "Седал-М", также гражданин пояснил, что ранее постоянно приобретал кодеиносодержащие препараты в данной аптеке.
Администратор аптеки в письменных пояснениях указала, что в указанное время в аптеку вошли два проверяющих (работник прокуратуры и ФСКН) и, предъявив служебные удостоверения, сказали, что она продала находившемуся рядом мужчине без рецепта две пластины лекарства "Седал-М". Данный факт администратор аптеки не признала и отрицала, указав, что вышеназванное лекарство в аптеке имеется, но продается только по рецептам врача. За год реализовано лекарство шести гражданам по рецептам, которые предъявлены для обозрения. Последний раз лекарство реализовано 30.07.2015. Также Лазеева И.В. пояснила, что ей неизвестно о ранних случаях продажи данного лекарства без рецепта.
В свою очередь, участвовавший в проверке оперуполномоченный Новошахтинского МРОН Управления ФСКН по Ростовской области пояснил, что в устных объяснениях администратор признала факт продажи лекарства без рецепта, однако при составлении письменного акта проверки стала все отрицать ввиду отсутствия в аптеке видеосъемки.
Факт реализации лекарства в аптеке общества зафиксирован в постановлении от 16.09.2015 прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, после чего прокурор в соответствии со статьей 23.81 Кодекса передал административный материал в службу, которая постановлением от 26.10.2015 в„– 05-263-2015 прекратила производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса.
Не согласившись с постановление административного органа, прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принял законный и обоснованный судебный акт. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении согласно пункту 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса относится к видам постановлений по делу об административном правонарушении и в соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, если связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 в„– 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", установившее, что отпуск физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей осуществляется по рецепту врача (фельдшера), принято в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 08.01.1998 в„– 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Федеральный закон от 08.01.1998 в„– 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 85 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль в сфере охраны здоровья включает в себя государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обращения лекарственных средств.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
Частью 3 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусмотрено, что правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 в„– 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" установлено, что в отношении препаратов с малым содержанием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, являющихся лекарственными препаратами, содержащими кроме наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах следующие меры контроля: пересылки под видом гуманитарной помощи, за исключением случаев, когда при чрезвычайных ситуациях указанные препараты направляются в конкретные субъекты Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации; отпуск физическим лицам указанных препаратов, предназначенных для медицинского применения, в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. При этом отпуск физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей осуществляется по рецепту врача (фельдшера).
Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 в„– 562н утвержден "Порядок отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества" (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка установлено, что комбинированные лекарственные препараты, указанные в пунктах 4 и 5 Порядка, отпускаются аптеками, аптечными пунктами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам, выписанным на рецептурных бланках форм в„– 107-1/у и в„– 148-1/у-88, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 в„– 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Отпуску по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы в„– 148-1/у-88, подлежат комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин или его соли (в пересчете на чистое вещество) в количестве до 20 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы) или в количестве до 200 мг включительно (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения) (подпункт "а" пункта 5 Порядка).
В силу пункта 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 в„– 785 (далее - Порядок в„– 785), все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Согласно приложению в„– 1 к Порядку в„– 785 препарат "Седал-М" подлежит отпуску по рецепту.
Федеральный закон от 08.01.1998 в„– 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 85 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль в сфере охраны здоровья включает в себя государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств.
Суд апелляционной инстанции исследовал в совокупности представленные в материалы дела акт проверки от 02.09.2015, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.09.2015, объяснения гражданина, приобретшего лекарственное средство без рецепта, объяснения администратора Лазеевой И.В., объяснения оперуполномоченного Новошахтинского МРОН Управления ФСКН по Ростовской области, установив факт безрецептурной продажи обществом препарата "Седал-М", а также то обстоятельство, что ранее прокуратурой устанавливался факт продажи обществом лекарственного препарата "Седал-М" без рецепта врача, суд апелляционной инстанции обоснованно критически оценил объяснения администратора аптеки и указал на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 02.06.2004 в„– 10, в особенной части Кодекса административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Из совокупности вышеуказанных правовых норм и разъяснений Пленума ВАС РФ, с учетом существа совершенного обществом правонарушения и характера применяемого законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.4.2 Кодекса, составляет один год с момента совершения правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции от 14.04.2016 и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд апелляционной инстанции учел разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума от 02.06.2004 в„– 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и с учетом существа совершенного обществом административного правонарушения и характера применяемого законодательства, обоснованно указав, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.4.2 Кодекса, составляет один год с момента совершения правонарушения, (частью 1 статьи 4.5 Кодекса установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения), сделал правильный вывод, что на момент вынесения оспариваемого постановления (26.10.2015) срок для привлечения общества к ответственности по статье 14.4.2 Кодекса не истек, учитывая, что правонарушение совершено 02.09.2015.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 по делу в„– А53-31143/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ТРИФОНОВА


------------------------------------------------------------------