Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.08.2016 N Ф08-5091/2016 по делу N А32-45229/2015
Требование: О признании недействительным в части решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог в связи с применением предпринимателем заниженной ставки налога.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган доказал наличие оснований для доначисления земельного налога, предпринимателем не представлены доказательства оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу в„– А32-45229/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Редько Виктора Николаевича - Шевченко С.А. (доверенность от 01.02.2016), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по г. Краснодару - Турова М.Ю. (доверенность от 01.04.2016), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Редько Виктора Николаевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.) по делу в„– А32-45229/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Редько Виктор Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по г Краснодару (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.08.2015 в„– 14-16/37807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления 161 912 рублей земельного налога, 32 382 рублей 40 копеек штрафа, 14 473 рублей 20 копеек пеней.
Решением суда от 19.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы доказанностью инспекцией наличия оснований для доначисления земельного налога, предпринимателем не представлены доказательства оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты отменить и удовлетворить его требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56 фактически используется в производственных целях. Решением Городской Думы Краснодара от 24.11.2005 в„– 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" установлены ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. Такой вид разрешенного использования как "эксплуатация административного здания, склада и холодильника" в указанном решении Городской думы Краснодара не поименован, однако из толкования решения к нему соотносится "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Для данной категории земельных участков установлена ставка земельного налога в размере 0,103%. Применение налоговой ставки 0,103% обусловлено свойствами объекта налогообложения - назначение и использование земельного участка. Суды не опровергли довод заявителя о том, что при определении ставки земельного налога применяются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также обстоятельства фактического использования земельного участка. Правовой режим земельного участка устанавливается исходя из сведений о его целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, документах, подтверждающих регистрацию права собственности на земельный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 в„– 16720/11). Суды не учли, что налоговый орган, в нарушение статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) произвел расчет земельного налога исходя из самостоятельно измененного вида разрешенного использования земельного участка, и игнорируя реальное целевое использование земельного участка. Суды не учли, что предметом спора является не кадастровая стоимость земельного участка, а применимая к спорному земельному участку ставка земельного налога.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
В судебном заседании представители предпринимателя и инспекции поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 21.01.2015 предприниматель представил в инспекцию первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, согласно которой определена сумма земельного налога в размере 17 893 рублей исходя из ставки налога в размере 0,103% и кадастровой стоимости 34 743 511 рублей 72 копеек.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку указанной декларации, составила акт от 07.05.2015 в„– 14-16/53416 и приняла решение от 14.08.2015 в„– 14-16/37807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде 32 382 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату земельного налога за 2014 год, начислении 14 473 рублей 20 копеек пеней, уплате 161 912 рублей недоимки по земельному налогу.
Основанием начисления земельного налога указано нарушение предпринимателем статьи 394 Кодекса, выразившееся в применении заниженной ставки налога - применена ставка 0,103%, вместо 1,036% при исчислении земельного налога за 2014 год по земельному участку с кадастровым номером 23:43:0206090:56.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 07.10.2015 в„– 21-13-745 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Предприниматель обжаловал решение налогового органа в части начисления земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения, постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.
При рассмотрении дела судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно Закону "О плате за землю" пользование землей является платным.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса заявитель признается плательщиком земельного налога.
Одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности. В силу пункта 3 статьи 3 Кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Экономической основой налогов на имущество, к которым относится земельный налог, является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).
Часть 1 статьи 390 Кодекса устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 390, пунктов 1, 3 статьи 391, пунктов 1, 11, 12 статьи 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется налогоплательщиком на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке, в частности, и о виде его использования.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель регламентирован Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 в„– 316 (далее - Правила в„– 316), и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 в„– 39 (далее - Методические указания).
Пунктами 2, 4, 9, 12 Правил в„– 316 закреплено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра. Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. К землям населенных пунктов удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
При этом если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования; то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.
Из изложенного следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:
- его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;
- размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 в„– 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил в„– 316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Суды установили, что предпринимателю на праве долевой собственности принадлежит доля (1/2) земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206090:56, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного землепользования - для эксплуатации административного здания, склада и холодильника, площадью 1 121 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 89 (далее - спорный земельный участок), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 28.08.2008 сделана запись регистрации в„– 23-2301/313/2008-278 (свидетельство от 29.08.2008 серии 23-АЕ в„– 141407 о государственной регистрации права).
По сведениям государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов".
Согласно кадастровой выписке от 14.05.2015 и данным сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 34 743 511 рублей 72 копейки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 в„– 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в 2011 году Департаментом имущественных отношений Краснодарского края организованы и проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края.
При этом суды учли разъяснения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, изложенные в письме от 17.08.2015 в„– 11-321/26010, из которых следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206090:56 определена при проведении III тура работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, результаты которого утверждены приказом в„– 1756.
Результаты указанных работ утверждены приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 в„– 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - приказ в„– 1756):
1) результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края (приложение в„– 1);
2) средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края (приложение в„– 2).
Согласно приложению в„– 2 к приказу в„– 1756 кадастровому кварталу с номером 23:43:0206090 предназначены 15 средних удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе видов разрешенного использования.
В состав видов разрешенного использования, в том числе включены: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 9).
Средний удельный показатель для кадастрового квартала 23:43:0206090 для разрешенного вида использования пункт 7 - 30 868, 22, для пункта 9 - 12 573, 37.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206090:56 "для эксплуатации административного здания, склада, холодильника", указанный в свидетельстве о государственной регистрации права 23-АЕ в„– 141408, в Методических указаниях и в решение Городской думы от 24.11.2005 в„– 3 не поименован.
В соответствии с приложением в„– 2 к приказу в„– 1756 в кадастровом квартале 23:43:0206090 наиболее близкое значение к удельному показателю 30 993,32 руб. /кв. м -30 868,22 руб. /кв. м, что соответствует 7 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Приняв во внимание указанные нормативные акты, суды сделали вывод об отнесении спорного земельного участка исходя из его утвержденной кадастровой стоимости к 7 виду разрешенного землепользования и обоснованности применения инспекцией налоговой ставки, утвержденной решением городской Думы г. Краснодара от 24.11.2005 в„– 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар", - 1, 036% кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к 7 виду разрешенного землепользования - для размещения административных и офисных зданий.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Таким образом, владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятии решения которого, правомерно применение иной ставки.
Как следует из материалов дела, предприниматель не обращался с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принять решение об изменении вида разрешенного землепользования.
Судебные инстанции, проверив довод предпринимателя о необходимости применения ставки земельного налога в размере 0,103% (для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), сочли его несостоятельным, поскольку:
- при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56 отнесен к 7 виду разрешенного использования земель населенных пунктов,
- предприниматель результаты определения кадастровой стоимости земельного участка не оспорил;
- ставка земельного налога и кадастровая стоимость в отношении одного и того же земельного участка должны применяться в зависимости от одного разрешенного использования;
- из кадастровой выписки не следует, что спорный земельный участок относится к 9 виду землепользования (для размещения производственных и административных зданий), для которого установлена ставка 0,103%;
- доказательства изменения в установленном порядке разрешенного вида использования спорного земельного участка предприниматель не представил.
При таких установленных по настоящему делу обстоятельствах вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения требования предпринимателя соответствует представленным в дело доказательствам, сделан по полно и всесторонне исследованным обстоятельствам с правильным применением норм права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А32-45229/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------