Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2016 N Ф08-5728/2016 по делу N А53-34941/2015
Требование: О взыскании убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Обстоятельства: По мнению общества, расходы, связанные с предоставлением бесплатного проезда на автомобильном транспорте льготным категориям граждан, включенных в региональный и федеральный регистры льготников, возмещены не в полном объеме.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтвержден факт несения обществом расходов на предоставление льготного проезда; обязанность по возмещению этих расходов возложена действующим законодательствам на субъект РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2016 г. по делу в„– А53-34941/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Самарское" (ИНН 6101032521, ОГРН 1026100511821), ответчика - Министерства финансов Ростовской области, третьего лица - Министерство труда и социального развития Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2016 (судья Парамонова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Мисник Н.Н.) по делу в„– А53-34941/2015, установил следующее.
ООО "Транспортная компания "Самарское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - Минфин) о взыскании 1 903 103 рублей 20 копеек убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан (уточненные требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - Минтруд).
Решением от 03.03.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.05.2016, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что факт несения обществом расходов на предоставление льготного проезда федеральным и региональным льготникам подтверждается материалами дела; обязанность по возмещению этих расходов возложена действующим законодательствам на Ростовскую область.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по иску общества является Минтруд как главный распорядитель средств областного бюджета по данному виду расходов и в силу Положений, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление в„– 232). Действующее законодательство не освобождает Российскую Федерацию в полном объеме от обязанности по возмещению льгот федеральным льготникам. Вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Предоставление проезда в общественном транспорте льготным пассажирам федерального регистра не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг. Финансирование мер социальной поддержки граждан, являющихся федеральными льготниками, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Общество в отзыве просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация пригородных автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию, на платной основе, на основании контрактов от 18.02.2015 в„– 130-ап и от 24.02.2015 в„– 256-ап, заключенных с Минтруда.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта в„– 130-ап во исполнение постановления в„– 232 общество (перевозчик) предоставляет в 2015 году бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), а Минтруда возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах. В силу с пункта 2.1.2 контракта общество обязалось ежемесячно в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Минтруда по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приемки-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", пенсионной базе данных и федеральному регистру, а также в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счет-реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров. Согласно пункту 2.2.1 контракта Минтруда обязуется в срок до 13 числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в пункте 2.1.2, производить возмещение истцу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам федеральных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты с Минтруда на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных льготников.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта в„– 256-ап во исполнение областных законов "О социальной поддержке ветеранов труда", "О ветеранах труда Ростовской области", "О социальной поддержке тружеников тыла", "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" общество (перевозчик) предоставляет в 2015 году бесплатный проезд ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее - региональные льготники), а Минтруда возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах. Согласно пункту 2.2.1 контракта Минтруда обязуется в срок до тридцатого числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в пункте 2.1.2, производить возмещение истцу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам региональных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракт с Минтруда на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам региональных льготников.
Суд установил, что общество исполнило взятые на себя обязательства, предусмотренные контрактами в„– 130-ап и 256-ап, в период с 01.01.2015 по 01.12.2015 оказывало услуги по бесплатному проезду региональных и федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Общество ежемесячно составляло и предоставляло в Минтруда реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан, содержащие сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также протоколы сверки электронных реестров о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородных и пригородных внутриобластных маршрутах.
Все протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородных маршрутов внутриобластного сообщения за период с 01.01.2015 по 01.12.2015 были приняты специалистом Минтруда.
Однако расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на автомобильном транспорте льготным категориям граждан, включенных в региональный и федеральный регистры льготников, обществу возмещены не в полном объеме.
По состоянию на 01.12.2015 общество понесло непокрытые расходы в размере 3 842 469 рублей 65 копеек.
Минтруда произвело частичную оплату выставленных перевозчиком счетов по возмещению понесенных расходов на сумму 1 939 366 рублей 45 копеек.
При этом обществу не оплачено возмещение стоимости за оказанные услуги по предоставлению льготного (бесплатного) проезда в размере 1 903 103 рублей 20 копеек, в том числе 669 095 рублей 61 копейка за услуги по проезду льготной категории граждан федерального регистра и 1 234 007 рублей 59 копеек за услуг по проезду льготной категории граждан регионального регистра.
Неполное возмещение расходов со стороны Минтруда послужило основанием для обращения общества в суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались положениями статей 15, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав требование общества о взыскании убытков в виде недополученной провозной платы обоснованным.
Минфин не привел доводов и не обосновал доказательствами то, что взыскиваемая обществом сумма убытков с учетом сумм, уплаченных Минтруда, превышает размер возмещения, предусмотренный постановлением в„– 232 на один проездной билет.
Доводы заявителя жалобы касаются необоснованного возложения на Ростовскую область обязанности по компенсации расходов общества от предоставления льгот льготным пассажирам федерального регистра.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом в„– 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Указанным Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом в„– 122-ФЗ на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве, внесенными в ранее действовавшее законодательство, внесены изменения в Федеральные законы от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 в„– 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" согласно которым с 1 января 2005 года нормы, предусматривающие бесплатный (льготный) проезд на городском (внутрирайонном), пригородном и междугородном транспорте отдельным категориям граждан, утратили силу, предоставляемые ранее натуральные льготы, в том числе льготный проезд, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на ежемесячные денежные выплаты.
Таким образом, выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Предоставление таких межбюджетных трансфертов осуществлялось на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 в„– 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (далее - постановление в„– 802).
В 2010 году в связи с принятием Федерального закона от 02.12.2009 в„– 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 в„– 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" постановление в„– 802 утратило силу, также изменился порядок выделения межбюджетных трансфертов на цели обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 в„– 1108 (далее - постановление в„– 1108) внесены изменения в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 в„– 392; далее - Правила в„– 392). Согласно пункту 9 Правил в„– 392 (в редакции постановления в„– 1108) предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения. Таким образом, наличие соглашения между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией, в отличие от ранее действовавшего правового регулирования, стало обязательным и необходимым условием для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Аналогичный порядок предоставления субсидий сохранен в пункте 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 в„– 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд, предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением в„– 3 постановления в„– 232.
В соответствии с данным постановлением и названными законами в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников истец и Минтруда заключили контракты в„– 130-ап и 256-ап.
Доводы заявителя о том, что финансирование обеспечения льготных перевозок льготников федерального регистра относится к расходным обязательствам Российской Федерации, заявлены без учета изменений законодательства, а также без учета установленного механизма предоставления межбюджетных трансфертов в спорный период (путем заключения соответствующего соглашения между Ростовской областью и Российской Федерацией и фактического выделения соответствующих субсидий).
Согласно названным договорам Минтруда приняло на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2015 году.
Учитывая изложенное, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе общество, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Положение о порядке расходования средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденное постановлением в„– 232, устанавливает порядок возмещения фактических расходов организаций за бесплатный проезд льготников, включенных в федеральный регистр.
Поскольку в данном случае обществом оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц (федеральных и региональных льготников), суды пришли к выводу о правомерности требований истца о взыскании понесенных им расходов в сумме 1 903 103 рублей 20 копеек с Ростовской области в лице Минфина за счет средств казны Ростовской области.
Минфин ссылается на необоснованное привлечение его в качестве представителя ответчика Ростовской области по иску о взыскании спорных расходов общества, поскольку главным распорядителем средств областного бюджета по виду расходов (льготы на проезд) является Минтруд в силу норм постановления в„– 232.
Данный довод оценивался судом первой инстанции и был отклонен. Из материалов дела не следует, что Ростовская область в лице Минфина выделила Минтруда достаточный объем средств для компенсации спорных расходов.
Учитывая изложенное, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 по делу в„– А53-34941/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
Р.А.АЛЕКСЕЕВ
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------