Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.08.2016 N Ф08-5202/2016 по делу N А32-34308/2015
Требование: О признании недействительным пункта предписания управления.
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу предписано обеспечить обучение и аттестацию исполнительных руководителей, директора на право занятия должности по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 N 13/11.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку в нарушение положений ст. 65 АПК РФ на общество возложено бремя доказывания отсутствия перевозки пассажиров или грузов. Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия предписания, возлагается на административный орган.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. по делу в„– А32-34308/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Грейт Плейнз Агро" (ИНН 2311110560 ОГРН 1082311005402) - Романца В.Ю. (доверенность от 29.07.2016), от заинтересованного лица - Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2310142224, ОГРН 1092310005094) - Филатова В.О. (доверенность от 13.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грейт Плейнз Агро" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2015 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу в„– А32-34308/2015, установил следующее.
ООО "Грейт Плейнз Агро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании недействительным пункта 2 предписания от 10.08.2015 в„– 02-2055-041 "П".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый пункт предписания от 10.08.2015 в„– 02-2055-041 "П" не нарушает прав общества, поскольку возложенная им обязанность по устранению нарушений установлена законно.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение. Как указывает общество, к предприятиям транспорта оно не относится, поскольку не осуществляет перевозку пассажиров и грузов. Поэтому указание в предписании на нарушение обществом Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 в„– 13/11 (далее - Положение о порядке аттестации), является незаконным. Оспариваемый пункт предписания не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить кассационную жалобу - без удовлетворения как основанную на неверном толковании норм права к установленным по делу обстоятельствам.
В судебном заседании объявлялся перерыв со 02.08.2016 до 08.08.2016.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как установили суды, на основании распоряжения от 23.06.2015 в„– 506 управлением проведена плановая выездная проверка общества на предмет соответствия обязательным требованиям законодательства в области автомобильного транспорта. В ходе проверки установлено, что в обществе директор (заместитель) не обучен, не аттестован на право занятия должности по обеспечению безопасности дорожного движения.
По результатам проверки управлением составлен акт от 10.08.2015 в„– 02-2055-041 и обществу выдано предписание от 10.08.2015 в„– 02-2055-041 "П" об устранении выявленных нарушений, в пункте 2 которого обществу предписано обеспечить обучение и аттестацию исполнительных руководителей, директора (заместителя), на право занятия должности по обеспечению безопасности дорожного движения, в соответствии с Положением о порядке аттестации.
Не согласившись с пунктом 2 предписания от 10.08.2015 в„– 02-2055-041 "П", общество обратилось в арбитражный суд заявлением.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон в„– 196-ФЗ). Обязанность по соблюдению требований, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения возникает у любого юридического лица, использующего в своей деятельности автомобильный транспорт.
В силу статьи 1 Закона в„– 196-ФЗ основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона в„– 196-ФЗ юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями данного Закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона в„– 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом; обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Положением о порядке аттестации лиц предусмотрено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. К числу указанных лиц относятся руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности, в том числе, начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов.
Вместе с тем исходя из пункта 4 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения соответствующая обязанность по назначению лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортном и городским наземным транспортом.
В силу пункта 2 Положения о порядке аттестации аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
Исходя из положений статей 784, 785, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозкой является коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения.
Таким образом, установление факта осуществления обществом перевозок грузов и пассажиров имеет существенное значение для рассмотрения данного дела.
Между тем, вывод судебных инстанций о том, что общество осуществляет перевозку грузов для третьих лиц, основан на предположениях.
Установленные судом обстоятельства, а именно: что часть транспортных средств являются грузовыми-бортовыми, что основной вид деятельности общества оптовая торговля сельскохозяйственной техникой, не означают осуществления обществом услуг перевозок грузов для третьих лиц либо перевозки пассажиров.
Акты выполненных работ, заказы-наряды, на которые сослались суды как доказательства осуществления перевозок, содержат сведения о техническом обслуживании автомобилей общества. Отсутствует информация о перевозке грузов и пассажиров и в путевых листах. Таким образом, суды оценили доказательства с нарушением правил главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неверно установили обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
При этом суды в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложили на общество бремя доказывания отсутствия перевозки пассажиров или грузов. В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого предписания, возлагается на административный орган.
Поскольку суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке и исследованию доказательств, судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит оценить содержащуюся в представленных доказательствах информацию, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 по делу в„– А32-34308/2015 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------