Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.2016 N Ф08-5347/2016 по делу N А53-30421/2015
Требование: О признании недействительными предписаний жилищной инспекции и акта проверки.
Обстоятельства: Оспариваемыми актами предписано устранить нарушения требования п. 42.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
Решение: Производство по делу в части оспаривания актов проверки прекращено ввиду того, что они не обладают признаками актов, которые могут быть оспорены в арбитражном суде. В остальной части в удовлетворении требования отказано, так как предписания соответствуют законодательству, в них четко сформулированы требования к обществу, указаны конкретные действия, которые необходимо осуществить.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. по делу в„– А53-30421/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Селиховым М.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центр" (ИНН 6165101146, ОГРН 1026103708289) - Колесник Л.О. (доверенность от 10.05.2016) и Мещановой Т.А. (доверенность от 12.04.2016), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) - Зайцевой Е.А. (доверенность от 30.12.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центр" и общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2016 (судья Шапкин П.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу в„– А53-30421/2015, установил следующее.
ООО "Управляющая компания Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительными предписания от 06.08.2015 в„– 1995, акта проверки от 06.08.2015 в„– 6710, предписания от 16.11.2015 в„– 2745 и акта проверки от 16.11.2015 в„– 9535.
Определением от 19.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено ООО "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (далее - компания).
Решением суда от 19.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2016, производство по делу в части оспаривания актов проверки прекращено ввиду того, что они не обладают признаками актов, которые могут быть оспорены в арбитражном суде; в удовлетворении требований о признании недействительными предписаний инспекции отказано.Судебные акты мотивированы доказанностью инспекцией нарушения обществом Правил предоставления коммунальных услуг и необходимости выдачи обществу оспариваемых предписаний.
Общество и третье лицо обратились в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Заявители жалобы указали, что суды не учли в полной мере нормативное регулирование расчета объема коммунальных услуг. По мнению компании, отказ в приобщении письма завода-изготовителя прибора учета и проектов узла учета повлекло за собой неправильное применение пунктов 42.1 и 43 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно пункту 2 которых при расчете количества тепловой энергии для целей горячего водоснабжения законодатель допускает применение расчетного способа в отсутствие утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (указанный норматив необходимо утвердить не позднее 01.01.2018). Суды не учли требования пункта 44 названных Правил. В договоре теплоснабжения от 20.12.2010 в„– 1896 зафиксирован способ определения количества потребленных тепловой энергии и теплоносителя на основании показаний приборов учета, и указаны источники, из которых принимается информация, необходимая для осуществления коммерческого учета.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
В судебном заседании представители общества и третьего лица поддержали доводы кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, выслушав представителей общества и компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании заявления Агаркова А.С., поступившего в адрес инспекции, по вопросу правильности порядка определения расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении общества инициирована проверка с целью проверки фактов, изложенных в указанном заявлении, издано распоряжение от 09.07.2015 в„– 6710 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества.
В результате проверки инспекция установила, что общество нарушило требования пункт 42.1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила в„– 354) в части порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению (расчет не ведется по показаниям ОПУ тепловой энергии). Данное нарушение отражено в акте от 06.08.2015 в„– 6710).
6 августа 2015 года обществу выдано предписание в„– 1995 об устранении выявленных нарушений в срок до 13.10.2015.
По результатам повторной проверки в отношении общества 16.11.2015 инспекция составила акт в„– 9535 о непредоставлении документов, подтверждающих исполнение предписания от 06.08.2015 в„– 1995.
16 ноября 2015 года ввиду неисполнения ранее выданного предписания (от 06.08.2015 в„– 1995) обществу выдано новое предписание в„– 2745 об устранении нарушения до 01.02.2016.
Не согласившись с вынесенными актами проверки и предписаниями, общество обратилось в суд с заявлением.
Признавая законными предписания инспекции от 06.08.2015 в„– 1995 и от 16.11.2015 в„– 2745, суды обоснованно исходили из следующего.Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Законом в„– 294-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 10 Закона в„– 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 11 Закона в„– 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 17 Закона в„– 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушения юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По смыслу статьи 17 Закона в„– 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 в„– 125 должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Сославшись на указанные нормы права, Положения в„– 493, Порядка в„– 609, суды сделали правильный вывод о наличии у инспекции полномочий на осуществление государственного жилищного надзора и выдачу предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что поскольку на основании договора от 20.12.2010 в„– 1896 учет и расчет потребления тепловой энергии между обществом и компанией осуществляется в порядке, установленным Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя от 25.09.1995 в„– 954, соответственно, расчет общества с жильцами за коммунальную услугу по отоплению производится на основании счетов, выставленных им компанией.
Указанные доводы суды признали несостоятельными, поскольку Правила в„– 954 приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.11.2014 в„– 871 признаны утратившими силу.
Суды установили, что общество в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 30.09.2014 в„– 137/1 обязалось предоставлять собственникам помещений коммунальные услуги (пункт 2.1).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения, возникшие между собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Города Волос, д. 119 в г. Ростове-на-Дону и обществом на основании заключенного договора управления по вопросу предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами, закрепленными в Правилах в„– 354.
Согласно пункту 1 Правил в„– 354 Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту пункте 2 Правил в„– 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющим коммунальные услуги.
В силу пункта 42.1 Правил в„– 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения в„– 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 3 приложения в„– 2 к Правилам в„– 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42.1 и 43 Правил определяется по формуле 3.
Суды установили, что оспариваемые предписания соответствуют приведенным нормам права, в них четко сформулированы требования к обществу, указаны конкретные действия, которые необходимы осуществить обществу в целях устранения выявленного нарушения, установлен достаточный срок для исполнения требований предписаний.
Установив названные обстоятельства и оценив представленные доказательства, суды сделали правильный вывод о соответствии оспариваемых предписаний действующему законодательству и в силу указанного обстоятельства невозможности нарушения ими прав и законных интересов общества.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела суды применили правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктов 3, 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" в доход федерального бюджета надлежит взыскать 3 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 по делу в„– А53-30421/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------