Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.2016 N Ф08-5166/2016 по делу N А53-28415/2015
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку исполнение предписания приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме. Объем поставленной электроэнергии должен быть распределен между всеми потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому из них жилого или нежилого помещения в указанном доме.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. по делу в„– А53-28415/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Донцовой О.Н. и Фоменко Е.А. (доверенности от 01.07.2016), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Тильке Я.Ш. (доверенность от 18.07.2016) и Василькив Е.Е., в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Основа" (ИНН 6163132318, ОГРН 1136195010236), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу в„– А53-28415/2015, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 28.08.2015 в„– 2124.
Определением от 16.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Основа".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 (судья Пименов С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву нарушения обществом пунктов 42, 44, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354) при расчете платы за электроснабжение.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2016 решение суда отменено, предписание инспекции от 28.08.2015 в„– 2124 признано недействительным.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что в данном случае исполнение предписания по перерасчету платы за потребленную электроэнергию в соответствии с пунктами 42, 50 Правил в„– 354 не соответствует общим принципам права и приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 03.06.2016 и оставить в силе решение суда от 11.02.2016. Заявитель жалобы указал, что для выполнения предписания общество должно было осуществлять расчет платы за электроэнергию, потребленную жильцами коммунальной квартиры, по нормативу, а не по показаниям комнатных приборов учета. Оснащение коммунальной квартиры общим прибором учета является обязательным требованием. Собственники комнат, не установив такой прибор учета, нарушают часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 261-ФЗ). В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению в комнате в коммунальной квартире рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Ссылка общества на отсутствие специальных нормативов для коммунальных квартир несостоятельна, поскольку нет такой необходимости. Порядок расчета платы, изложенный Минстроем России в письме от 24.12.2015 в„– 42350-ОЛ/04, противоречит статьи 5 Жилищного кодекса. По мнению инспекции, судебная коллегия не учла требования Закона в„– 261-ФЗ и не применила статьи 16, 41, 42 Жилищного кодекса; неправильно истолковала статью 157 Жилищного кодекса, пункты 42, 44, 50 Правил в„– 354, формулы 4, 7, 12 приложения в„– 2 к Правилам в„– 354, постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 в„– 29/104.
Отзывы на кассационную жалобу от общества и третьего лица не поступили.
Представители общества в судебном заседании просили судебный акт апелляционной инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 02.08.2016 до 17 часов 10 минут 08.08.2016.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества и инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в связи с жалобой гр. Моргенштерн Л.С., инспекция, на основании распоряжения от 10.08.2015 в„– 7544 провела внеплановую документарную проверку по адресу: ул. Темерницкая, 74, г. Ростов-на-Дону и по ее результатам выдала предписание от 28.08.2015 в„– 2124, согласно которому обществу предписано в срок до 28.10.2015 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктами 42, 44, 50 Правил в„– 354.
Общество не согласилось с принятым инспекцией предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Признавая законным предписание инспекции от 28.08.2015 в„– 2124, суд первой инстанции руководствовался тем, что при расчете коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии жильцам комнат коммунальной квартиры, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в отсутствие общего прибора учета коммунальной квартиры, следует применять пункты 50, 42 правил в„– 354, согласно которым объем потребления электроэнергии должен определяться исходя из норматива потребления электроэнергии.
Суд апелляционной инстанции счел данный вывод в настоящем деле ошибочным.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила в„– 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, другие вопросы.
В силу пункта 3 Правил в„– 354 разъяснения по их применению дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами в„– 354, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными жилищными инспекциями) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минстроем России) в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил в„– 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 13 Правил в„– 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 40 Правил в„– 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме - общедомовые нужды (далее - ОДН).
Порядок расчета ОДН по электроэнергии зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, индивидуального прибора учета электроэнергии и площади жилых и нежилых помещение в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции установил, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Темерницкая, 74 в г. Ростове-на-Дону, имеется как общедомовой прибор учета электроэнергии, так и индивидуальные приборы учета, установленные в квартирах.
Наряду с этим, в указанном многоквартирном жилом доме также имеются коммунальные квартиры, необорудованные общеквартирными приборами учета, при этом комнаты в коммунальных квартирах частично оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, установлен пунктом 50 Правил в„– 354.
Указанным пунктом установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется, в частности, в соответствии с формулой 7 приложения в„– 2 к Правилам в„– 354.
Данный пункт применяется в случаях, если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии или не все комнаты коммунальной квартиры оборудованы ими.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
При отсутствии такого соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения в„– 2 к Правилам в„– 354 без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Объем (количество) потребления электрической энергии в коммунальной квартире, не оборудованной общим (квартирным) прибором учета, подлежащий оплате потребителями, проживающими в данной коммунальной квартире, определяется в соответствии с общим порядком, установленным в пункте 42 Правил в„– 354 исходя из норматива потребления электрической энергии.
Вместе с тем, как правильно указано судебной коллегией, Правилами в„– 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Указанное обстоятельство послужило основанием возникновения настоящего спора.
Из оспариваемого предписания от 28.08.2015 в„– 2124 усматривается, что исходя из положений, предусмотренных частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса, пунктов 42, 50 Правил в„– 354, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, надлежит осуществлять в соответствии с нормативом потребления (и в отношении электроэнергии, потребленной непосредственно в жилом помещении, и в отношении электроэнергии, затраченной на ОДН).
Суд апелляционной инстанции учел разъяснения Региональной службы по тарифам Ростовской области, изложенные в письме от 08.05.2014 в„– 40/2596, из которых следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, в том числе в случае если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электроэнергии, должен производиться в соответствии с пунктом 50 Правил в„– 354.
Оспаривая предписание от 28.08.2015 в„– 2124, общество ссылается на то, что при таком расчете объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир и квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета, будет необоснованно увеличиваться, а для жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета, уменьшаться, что приведет к нарушению баланса интересов в пользу жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета.
Судебная коллегия проверила пояснения общества и представленные им расчеты, и установила, что объем потребления электроэнергии для жильцов коммунальных квартир снижается за счет того, что нормативы потребления меньше стоимости фактического потребления электроэнергии всех комнат, находящихся в коммунальной квартире. Поэтому такое распределение объема ОДН между жильцами квартир некоммунального типа и жильцами, проживающими в коммунальной квартире, но обеспеченных частично приборами учета, ведет к необоснованному увеличению объема ОДН на жильцов некоммунальных квартир.
С учетом этого обстоятельства общество распределило объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, между всеми жильцами, в том числе жильцами коммунальной квартиры, в которой комнаты не оборудованы индивидуальными приборами учета, в соответствии с пунктом 44 Правил в„– 354.
В силу пункта 44 Правил в„– 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 в„– 29/104 установлены и введены в действие с 01.09.2012 нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд обоснованно сделал вывод о том, что в настоящий момент не установлен норматив потребления электроэнергии для коммунальных квартир и комнат в коммунальных квартирах.
Судебная коллегия обоснованно учла представленное в материалы дела письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2015 в„– 42350-ол/04, в котором подтвержден вывод о том, что Правилами в„– 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило следующее.
Если все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости объема электрической энергии, определенного по показаниям комнатного прибора учета, и стоимости доли объема (количества) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354, за вычетом суммарного объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии, которая определяется пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в каждой из комнат коммунальной квартиры.
Если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению следует определять в следующем порядке. Сначала определяются объемы потребления электрической энергии за расчетный период в каждой из комнат:
- в комнате в коммунальной квартире, оборудованной комнатными приборами учета электрической энергии - исходя из показаний такого прибора учета;
- в комнате в коммунальной квартире, не оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии - приходящийся на количество граждан, постоянно и временно проживающих в такой комнате объем (количество) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354, за вычетом объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии в такой коммунальной квартире.
Затем определяется разница между объемом (количеством) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенным в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354, и суммарным объемом (количеством) электрической энергии, приходящейся на комнаты, оборудованные и не оборудованные комнатными приборами учета электрической энергии, которая распределяется между такими комнатами пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в комнатах в коммунальной квартире. Далее размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в каждой комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости электрической энергии потребленной в комнате и стоимости доли указанной выше разницы, распределенной между комнатами.
Согласно статье 7 Жилищного кодекса в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Поскольку единый правовой подход к разрешению настоящего спора законодательством не урегулирован, судебная коллегия обоснованно сочла возможным руководствоваться разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенными в письме от 24.12.2015 в„– 42350-ол/04, а также исходить из общих начал и смысла жилищного законодательства, требований справедливости.
Требования справедливости означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).
На этом основании вывод суда апелляционной инстанции об обоснованности заявленных обществом требований о признании недействительным предписания инспекции от 28.08.2015 в„– 2124 следует признать правильным, поскольку исполнение предписания по перерасчету платы за потребленную электроэнергию в соответствии с пунктами 42, 50 Правил в„– 354, в данном случае приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета, так как объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир будет увеличиваться, а жители коммунальной квартиры, которые не должным образом организовали учет потребленной электроэнергии в такой квартире, будут оплачивать стоимость ОДН еще меньше.
Судебная коллегия обоснованно признала расчет электроэнергии, представленный обществом в отношении многоквартирного дома по ул. Темерницкая, 74 в г. Ростове-на-Дону, справедливым, учитывающим интересы всех жильцов.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что объем электроэнергии, поставленной за расчетный период на ОДН, должен быть распределен согласно пункту 44 Правил в„– 354 между всеми потребителями дома по ул. Темерницкая, 74 в г. Ростове-на-Дону пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания по делам об оспаривании ненормативных правовых актов возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Надлежащие доказательства законности и обоснованности вынесенного предписания инспекция не представила.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской, поэтому в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 по делу в„– А53-28415/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------