Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2016 N Ф08-4797/2016 по делу N А25-399/2015
Требование: О признании отсутствующим права муниципального образования и исключении из ЕГРП записей о регистрации права собственности на земельные участки.
Обстоятельства: Общество полагало, что государственная регистрация права муниципальной собственности в отношении спорных участков произведена в отсутствие предусмотренных законом оснований и нарушает принадлежащие ему права.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не доказана государственная регистрация права собственности общества, процедура переоформления принадлежащего обществу права постоянного пользования на него в установленном порядке не завершена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. по делу в„– А25-399/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" (ИНН 0917012744, ОГРН 1080917004816) - Ужаховой М.М. (доверенность от 12.01.2016), от ответчиков: мэрии муниципального образования города Черкесска (ИНН 0901020490, ОГРН 1020900511279) - Камурзаева Р.В. (доверенность от 29.09.2015) и Коцубина М.Ф. (доверенность от 23.06.2016), Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска (ИНН 0901025603, ОГРН 1020900515140) - Шимкиной Н.Н. (доверенность 21.12.2015), в отсутствие ответчика - Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесск, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования города Черкесска, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы открытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска", мэрии муниципального образования города Черкесска и Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2015 (судья Тебуева З.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу в„– А25-399/2015, установил следующее.
ОАО "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - мэрия) о признании отсутствующим права муниципального образования города Черкесска и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записей о регистрации права собственности ответчика на следующие земельные участки, расположенные в г. Черкесске в южной части города: площадью 420 тыс. кв. м (кадастровый номер 09:04:0101210:93), площадью 394 кв. м (кадастровый номер 09:04:0101026:225), площадью 419 606 кв. м (кадастровый номер 09:04:0101026:226).
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - управление) и Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - управление земельных отношений; т. 2, л.д. 60, 63; т. 4, л.д. 22-25).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии города Черкесска (далее - комитет), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике" (далее - кадастровая палата) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2015 (судья Тебуева З.Х.) иск удовлетворен. Признано отсутствующим зарегистрированное 26.12.2014 за в„– 09-09-01/129/2014-616 право собственности муниципального образования города Черкесска на земельный участок площадью 420 тыс. кв. м (кадастровый номер 09:04:0101210:93), расположенный в г. Черкесске, в южной части города; признано отсутствующим зарегистрированное 17.03.2015 за в„– 09-09/001-09/001/006/2015-409/1 право собственности муниципального образования города Черкесска на земельный участок площадью 394 кв. м (кадастровый номер 09:04:0101026:225), расположенный в г. Черкесске, в южной части города; признано отсутствующим зарегистрированное 17.03.2015 за в„– 09-09/001-09/001/006/2015-410/1 право собственности муниципального образования города Черкесска на земельный участок площадью 419 606 кв. м (кадастровый номер 09:04:0101026:226), расположенный в г. Черкесске, в южной части города. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество не было уведомлено о разделе земельного участка и не давало согласия на раздел участка, следовательно, раздел произведен с нарушением требований статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Общество, как обладатель права постоянного (бессрочного) пользования не выражало волю на раздел земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93 в порядке, предусмотренном статьей 11.3 Земельного кодекса, поэтому при наличии вступивших в законную силу судебных актов по ранее рассмотренным делам основания для принятия постановления от 11.02.2015 в„– 126 о разделе земельного участка, так и постановлений от 15.12.2014 в„– 1874 и от 30.12.2014 в„– 2015 о предоставлении комитету земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93, отсутствовали. Государственная регистрация права муниципальной собственности на участки произведена в отсутствие предусмотренных законом оснований и нарушает права истца.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 решение от 24.11.2015 в части удовлетворении исковых требований общества о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования г. Черкесска на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 отменено, в удовлетворении данных требований отказано. В остальной части решение от 24.11.2015 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции об обоснованности исковых требований о признании отсутствующим права собственности муниципального образования города Черкесска и исключении из ЕГРП записей о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 09:04:0101026:225 и 09:04:0101026:226 в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для возникновения права собственности муниципального образования города Черкесска на данные земельные участки, регистрации оспариваемого права и раздела исходного земельного участка. В то же время при разделе земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93 изменились его характеристики, данный участок перестал существовать, поэтому основания для удовлетворения требования о признании отсутствующим права муниципального образования города Черкесска и исключении из ЕГРП записей о регистрации права собственности на данный участок не имелось (пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса).
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также на несоответствие сделанных им выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить постановление от 06.04.2016 и оставить в силе решение от 24.11.2015. По мнению подателя жалобы, суд должен был подтвердить факт нарушения норм действующего законодательства при внесении в ЕГРП записи о праве собственности муниципального образования в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93. Вследствие регистрации права муниципального образования на данный земельный участок стало возможным совершение дальнейших незаконных действий (раздел участка), которые фактически прекратили существование земельного участка, подлежащего передаче в собственность обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
В кассационных жалобах мэрия и управление просят отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества. Податели жалоб ссылаются на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права, что привело к необоснованному лишению муниципального образования права собственности на спорный земельный участок, зарегистрированного при наличии установленных законом оснований. Права общества спорными записями в ЕГРП не нарушены, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования является производным от права собственности, регистрация собственником своего права не влияет на правомочия лица, владеющего участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом суды пришли к ошибочному выводу о том, что раздел земельного участка прекратил право постоянного (бессрочного) пользования истца.
В судебном заседании представитель общества просил отменить постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101210:93. Представители мэрии и управления просили отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение от 24.11.2015 и постановление от 06.04.2016 следует отменить.
Как видно из материалов дела, общество создано в порядке приватизации МУП "Черкесское городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (т. 1, л.д. 54, 116).
Постановлением главы администрации города Черкесска от 31.01.1993 в„– 196 правопредшественнику муниципального предприятия (городскому предприятию жилищно-коммунального хозяйства) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок территории питомника площадью 42 га, что подтверждено свидетельством от 14.11.1996 в„– 18421 (т. 1, л.д. 119, 120,).
Сведения о земельном участке площадью 420 тыс. кв. м (кадастровый номер 09:04:0101210:93), расположенном в г. Черкесске, в южной части города, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования городскому предприятию жилищно-коммунального хозяйства, внесены в государственный кадастр недвижимости 14.11.1996 (т. 1, л.д. 121, 122).
Судебными актами по делу в„– А25-2083/2011 признаны незаконными действия министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство), выразившиеся в отказе передать в собственность обществу земельный участок (территория питомника) из категории земель населенных пунктов площадью 420 тыс. кв. м в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; далее - Закон в„– 137-ФЗ). На министерство возложена обязанность в срок до 16.09.2012 подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 09:04:0101210:93 площадью 420 тыс. кв. м, расположенного по адресу: г. Черкесск, южная часть города, и направить его в адрес общества (т. 1, л.д. 127-138).
Сведения о заключении в установленном порядке договора купли-продажи и государственной регистрации перехода к обществу права собственности на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 в материалах дела отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРП от 13.03.2015 на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93 площадью 420 тыс. кв. м 26.12.2014 зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Черкесска (т. 2, л.д. 26).
Данный земельный участок разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 09:04:0101026:225 и 09:04:0101026:226, в отношении которых 17.03.2015 зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Черкесска (т. 2, л.д. 47, 48, 81-95). Основанием для раздела исходного земельного участка послужило постановление начальника управления от 11.02.2015 в„– 126 (т. 2, л.д. 130).
Общество, полагая, что государственная регистрация права муниципальной собственности в отношении спорных земельных участком произведена в отсутствие предусмотренных законом оснований и нарушает принадлежащие ему права, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции, признавая отсутствующим права собственности муниципального образования на земельные участки, не учли следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Статья 3.1 Закона в„– 137-ФЗ является нормой закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
Из материалов дела видно, что постановлением главы администрации города Черкесска от 31.01.1993 в„– 196 земельный участок площадью 420 тыс. кв. м, в последующем поставленный на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 09:04:0101210:93, предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования городскому предприятию жилищно-коммунального хозяйства (т. 1, л.д. 119-122). Данное предприятие являлось правопредшественником муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска" (т. 1, л.д. 106, 107).
С учетом изложенного следует отклонить довод представителя общества о том, что спорный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности. В данном случае земельный участок предоставлен муниципальному предприятию до введения в действие статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ (01.07.2006), что свидетельствует о наличии основания для его отнесения к муниципальной собственности. С момента государственной регистрации права муниципальной собственности процедура разграничения государственной собственности на землю завершена; муниципальное образование в силу закона заменило министерство в отношениях, связанных с переоформлением права общества на земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101210:93, процедура переоформления принадлежащего истцу права постоянного (бессрочного) пользования на данный участок (дело в„– А25-2083/2011) в установленном порядке не завершена.
С учетом изложенного и положений статей 268 и 269 Гражданского кодекса Российской Федерации общество не может быть признано надлежащим истцом по иску об оспаривании права муниципальной собственности на спорные земельные участки, поскольку право собственности муниципального образования само по себе не нарушает каких-либо принадлежащих истцу прав на них. Общество не представило доказательств наличия у него права собственности на исходный земельный участок либо каких-либо иных прав на него, не совместимых с правом публичной собственности. Напротив, материалы дела подтверждают, что правопредшественнику общества земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое может быть установлено только на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2010 в„– 12478/09, субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не вправе оспаривать право собственности публично-правового образования на данный участок.
В силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения иска общества о признании отсутствующим права собственности муниципального образования города Черкесска на исходный земельный участок, а также на участки, образованные в результате его раздела.
Согласно пункту 2 статьи 11.8 Земельного кодекса у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки. Следовательно, раздел земельного участка не прекращает право общество и сам по себе не препятствует завершить процедуру переоформления в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А25-2083/2011 (пункт 3 статьи 11.8 Земельного кодекса).
В случае, если общество полагает, что нарушения, допущенные при разделе земельного участка, существенно ухудшают условия землепользования, оно не лишено возможности в самостоятельном порядке требовать восстановления кадастрового учета исходного земельного участка.
Поскольку суды неправильно применили нормы материального права при рассмотрении требований общества, решение и постановление следует отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В связи с отказом в удовлетворении иска расходы по уплате государственной пошлины по иску и кассационной жалобе относятся на общество (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по делу в„– А25-399/2015 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Я.Е.ВОЛКОВ


------------------------------------------------------------------