Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.07.2016 N Ф08-4632/2016 по делу N А63-8432/2015
Требование: О признании недействительным в части предписания государственного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым актом предписано устранить выявленные нарушения требований норм пожарной безопасности .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено нарушение обществом требований пунктов 12.66 и 12.67 норм пожарной безопасности 88-2001 "Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу в„– А63-8432/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Невинномысский азот" (ИНН 2631015563, ОГРН 1022603620885) - Кагало И.В. (доверенность от 17.07.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Главного управления министерства чрезвычайных ситуаций по Ставропольскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Невинномысский азот" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.02.2016 (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А63-8432/2015, установил следующее.
АО "Невинномысский Азот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к ГУ МЧС России по Ставропольскому краю о признании недействительным предписания от 17.04.2015 в„– 43/1/1 в части пунктов 18, 19, 20, 22, 36 и 38 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 08.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2016, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Судебные акты мотивированны законностью и обоснованностью оспариваемых пунктов предписания и отсутствием оснований для удовлетворения требований общества в связи с нарушением обществом требований пунктов 12.66 и 12.67 норм пожарной безопасности 88-2001 "Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 в„– 31 (далее - НПБ 88-2001).
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель кассационной жалобы полагает, что выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а судебные акты приняты с нарушением норм материального права, поскольку прокладка кабелей пожарной сигнализации в корпусах 107 и 151 принадлежащих обществу, соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" 5.13130.2009, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 в„– 175 СП 5.13130.2009 (далее - СП 5.13130.2009) и НПБ 88-2001.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 20.03.2015 в„– 45 начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, в период 06.04.2015 по 17.04.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности.
По итогам проверки управление выдало обществу оспариваемое предписание, в соответствии с которым на общество возложена обязанность по устранению выявленных нарушений. Корпус 151: пункт 18 - устранить нарушение пункта 12.66 НПБ 88-01, так как обществом допускается совместная прокладка шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе; пункт 19 - устранить нарушение пункта 12.66. НПБ 88-01, так как обществом в помещениях правого крыла 1-го этажа допускается совместная прокладка шлейфов соединительных линий пожарной сигнализации с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе; пункт 20 - устранить нарушение пункта 12.67. НПБ 88-01, так как обществом допускается прокладка шлейфов АПС напряжением до 60 В и силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м; пункт 22 - устранить нарушение пункта 12.66. НПБ 88-01, так как обществом допущена прокладка в одном коробе шлейфа АПС и линии с напряжением более 110 В. Корпус 107: пункт 36 - устранить нарушение пункта 12.67. НПБ 88-01 и тем самым исключить параллельную прокладку шлейфов АПС напряжением до 60 В и силовых и осветительных кабелей на расстоянии 0,5 м3-й этаж; пункт 38 - устранить нарушение пункта 12.66. НПБ 88-01 и тем самым исключить прокладку в одном коробе шлейфов АПС и линий с напряжением более 110 В.
Не согласившись с предписанием в оспариваемой части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 в„– 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон в„– 69-ФЗ), согласно преамбуле которого названный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 в„– 290 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (далее - Положение о пожарном надзоре). Требования, изложенные в данном положении, наделяют всех государственных инспекторов пожарного надзора МЧС России правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.В соответствии со статьей 6 Закона в„– 69-ФЗ и подпунктом 5 пункта 9 Положения о федеральном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона в„– 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации; техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности; для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Статья 20 Закона в„– 69-ФЗ относит к нормативным документам по пожарной безопасности стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Закона в„– 69-ФЗ).
Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 в„– 31 утверждены НПБ 88-2001.
В соответствии с пунктом 12.66 НПБ 88-2001, не допускается совместная прокладка шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации, линий управления автоматическими установками пожаротушения и оповещения с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке. Совместная прокладка указанных линий допускается в разных отсеках коробов и лотков, имеющих сплошные продольные перегородки с пределом огнестойкости 0,25 м из негорючего материала.
Пунктом 12.67 НПБ 88-2001 предусмотрено, что при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей пожарной сигнализации с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м. Допускается прокладка указанных проводов и кабелей на расстоянии менее 0,5 м от силовых и осветительных кабелей при условии их экранирования от электромагнитных наводок. Допускается уменьшение расстояния до 0,25 м от проводов и кабелей шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации без защиты от наводок до одиночных осветительных проводов и контрольных кабелей.
Аналогичные требования закреплены в пункте 13.15.15 СП 5.13130.2009.
Судебные инстанции исследовали в совокупности представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в том числе довод общества о необходимости применения пункта 13.15.17 СП 5.13130.2009 и, установив, что общество в нарушение пунктов 12.66 и 12.67 НПБ 88-2001 допустило совместную прокладку, в том числе и параллельную, шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе, в данном случае, сделали правильный вывод о законности и обоснованности предписания управления в оспариваемой обществом части.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.02.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 по делу в„– А63-8432/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------