Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2016 N Ф08-4506/2016 по делу N А32-38104/2015
Требование: О взыскании задолженности по муниципальному контракту на оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания с организацией питания граждан, эвакуированных в период режима функционирования "чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования.
Обстоятельства: Стороны подписали акт сверки взаимных расчетов, определив задолженность администрации перед обществом.
Решение: Требование удовлетворено частично со ссылкой на документальную подтвержденность оказанных услуг. Доказательства оплаты оказанных услуг отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. по делу в„– А32-38104/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., в отсутствие в судебном заседании истца - непубличного акционерного общества "Центр передачи технологического строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (ИНН 2309102040, ОГРН 1062309026812), ответчиков: администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), администрации Адлерского внутригородского района города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи, администрации Адлерского внутригородского района города Сочи, департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2016 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу в„– А32-38104/2015, установил следующее.
НАО "Центр передачи технологического строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Адлерского внутригородского района города Сочи (далее - администрация района), администрации города Сочи (далее - администрация города), департаменту по финансам и бюджету администрации города Сочи (далее - департамент) о взыскании 2 286 400 рублей задолженности по муниципальному контракту от 25.06.215 в„– 1-ЧС на оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания с организацией питания граждан, эвакуированных в период режима функционирования "чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования город-курорт Сочи (далее - контракт).
Решением от 01.03.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.05.2016, с администрации города за счет средств казны муниципального образования город-курорт Сочи в пользу общества взыскано 2 286 400 рублей задолженности и 34 432 рубля расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оказание услуг подтверждено представленными в материалы дела документами, доказательства их оплаты отсутствуют.
В кассационной жалобе администрация города, администрация района и департамент просят отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителей, общество не представило доказательств надлежащего исполнения обязательств. Администрация города не заключала контракт.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации города от 25.06.2015 в„– 2021 "О введении режима функционирования "чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования город-курорт Сочи" введен режим функционирования "чрезвычайная ситуация".
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города 25.06.2015 приняла решение в„– 34 "О мерах по защите населения и территории муниципального образования город-курорт Сочи в связи с неблагоприятными погодными явлениями". Согласно пункту 17 названного решения обществу предписано организовать прием и размещение населения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
25 июня 2015 года администрация района (муниципальный заказчик) и общество (исполнитель) заключили контракт, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по предоставлению мест для временного проживания с организацией питания граждан, эвакуированных в период режима функционирования "чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования город-курорт Сочи в соответствии с контрактом, а также списком граждан эвакуированных в период режима функционирования "чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования город-курорт Сочи (далее - список) по установленной форме в соответствии с приложением в„– 1 к контракту. Подрядчик (исполнитель) обязуется оказать услуги, в объеме, сроки и на условиях, установленных контрактом. Услуги считаются оказанными после надлежащего выполнения подрядчиком (исполнителем) всех обусловленных контрактом видов услуг и подписания муниципальным заказчиком актов о приемке оказанных услуг (пункты 1.1, 1.2, 1.3 контракта). Размещение граждан с организацией питания производится в соответствии с Методическими рекомендациями по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения, утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.12.2013 в„– 2-4-87-37-14, на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и обеспечении пожарной безопасности от 25.06.2015 в„– 34 (пункт 1.4 контракта). Пунктом 2.1.3 контракта предусмотрено, что исполнитель направляет акт оказанных услуг муниципальному заказчику на оплату за проживание граждан согласно списку. Оплата стоимости проживания фактически размещенных граждан осуществляется в порядке, установленном разделом 4 контракта (пункт 2.2.1 муниципального контракта). Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение и не освобождает стороны от выполнения своих обязательств по контракту в полном объеме (пункт 3.4 контракта). Цена услуг определяется по фактическому проживанию и трехразовому питанию граждан, из расчета стоимости номера за одни сутки, в том числе 18% НДС: при одноместном размещении - 1140 рублей, при двухместном размещении - 1757 рублей, при трехместном размещении - 2280 рублей, при четырехместном размещении - 2803 рубля, при пятиместном размещении - 3325 рублей (пункт 4.1 контракта).
Администрация района является территориальным органом администрации города, обладает правами юридического лица, имеет имущество, источники финансирования из средств бюджета города Сочи, может от своего имени вступать в имущественные и неимущественные отношения, иметь печать, штампы, бланки, счета в банковских учреждениях (пункты 1 и 7 главы 3 Положения об администрации района, утвержденного решением городского собрания города-курорта Сочи от 24.06.2014 в„– 89; далее - Положение). Глава администрации района отвечает по обязательствам, возникающим в связи с исполнением предусмотренных положением и иными муниципальными правовыми актами полномочий, находящимися в распоряжении администрации района средствами бюджета города Сочи, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по долгам администрации района несет местный бюджет (пункт 1 главы 19 Положения).
В период действия чрезвычайной ситуации во исполнение условий контракта общество разместило в гостиничных комплексах 490 граждан, эвакуированных из зоны подтопления, что подтверждается актом от 16.07.2015 в„– 2439, информацией о лицах, эвакуированных из районов подтопления, временно проживающих в гостинично-оздоровительном комплексе общества с 25.06.2015 по 04.07.2015, подписанными сторонами контракта и заверенными оттисками печатей.
16 июля 2015 года стороны подписали акт сверки взаимных расчетов, согласно которому задолженность администрации района перед обществом составляет 2 286 400 рублей.
Наличие задолженности явилось основанием для обращения общества с иском в суд.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые предусмотрены в договоре возмездного оказания услуг.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309 и 310 ГК РФ).
Суды установили, что оказание обществом услуг подтверждается подписанными истцом и администрацией района без замечаний актом от 16.07.2015 в„– 2439, информацией о лицах, эвакуированных из районов подтопления и временно проживающих в гостинично-оздоровительном комплексе общества с 25.06.2015 по 04.07.2015, актом сверки взаимных расчетов от 16.07.2015. Доказательства оплаты оказанных услуг не представлены.
Довод заявителей о том, что общество ненадлежащим образом исполняло предусмотренные контрактом обязательства, документально не подтвержден. Администрация района не предъявляла каких-либо претензий к качеству оказанных обществом услуг и не заявляла об одностороннем отказе от контракта по этому основанию (статья 782 ГК РФ). Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом обязанностей, ответчики не указали, в чем конкретно заключалось неисполнение.
Довод заявителей о том, что администрация города не заключала контракт, не влияет на правильность судебных актов. Согласно пункту 4.2 контракта финансирование заказчиком услуг осуществляется за счет бюджетных ассигнований резервного фонда администрации города, выделенных в соответствии с постановлением главы города Сочи от 15.10.2007 в„– 1181 "Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации города Сочи". В пункте 4.7 контракта стороны предусмотрели, что оплата начинается с момента открытия финансирования из резервного фонда бюджета города Сочи в соответствии с постановлением администрации города Сочи от 22.08.2011 в„– 1695 "Об утверждении порядка временного размещения и оплаты за проживание граждан, жилые помещения которых признаны в установленном действующим законодательством порядке непригодными для проживания в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций". При заключении контракта администрация района действовала от имени и в интересах муниципального образования, поэтому надлежащим ответчиком по иску, предъявленному к муниципальному образованию, является соответствующее публично-правовое образование, от имени которого в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств (пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Полномочия администрации города (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) в области распоряжения муниципальным имуществом, включая бюджетные средства, определены статьями 37, 49, 51, 52 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 154 и 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.Суды установили, что администрации района не выделены бюджетные средства на реализацию мероприятий по временному размещению и оплате за проживание граждан, жилые помещения которых признаны в установленном действующим законодательством порядке непригодными для проживания в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Уставом муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 в„– 2, администрация города представляет исполнительно-распорядительный орган города Сочи, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края. Согласно пункту 2 статьи 39 Устава администрация города обеспечивает исполнение бюджета города Сочи.
С учетом установленных обстоятельств и положений статей 125, 126 ГК РФ суды правомерно взыскали денежные средства в пользу общества с администрации города за счет средств казны муниципального образования город-курорт Сочи.
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А32-38104/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ЛЕОНОВА

Судьи
Л.И.САВЕНКО
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------