Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.07.2016 N Ф08-4534/2016 по делу N А32-14763/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании подготовить договор купли-продажи.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием документа, удостоверяющего личность представителя общества, а также нахождением участка в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном зоологическом заказнике регионального значения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что спорный участок ограничен в обороте.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2016 г. по делу в„– А32-14763/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Агрофирма имени Ильича" (ИНН 2328000284, ОГРН 1022303555592) - Кравченко Е.В. (доверенность от 20.01.2015), в отсутствие представителя органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьих лиц: администрации муниципального образования Выселковский район, публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Агрофирма имени Ильича" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2016 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (судьи Ванин В.В., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу в„– А32-14763/2015, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Агрофирма имени Ильича" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 23.01.2015 в„– 52-761/15-32.20 отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) в предоставлении земельного участка в собственность, а также о возложении на департамент обязанности подготовить договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 205 400 кв. м (кадастровый номер 23:05:0301001:3), расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 3,5 км по направлению на северо-запад от ориентира северная окраина ст. Березанской, по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости данного земельного участка и направить договор в десятидневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции установили, что общество не приложило к заявлению надлежащим образом заверенную копию паспорта представителя, что нарушает правила пункта 2.6.3 административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, утвержденного приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 (далее - Регламент). Кроме того, спорный земельный участок находится в границах земель особо охраняемой природной территории (регионального заказника). Данное обстоятельство исключает возможность предоставления в собственность заявителю испрашиваемого земельного участка.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 11.01.2016 и постановление от 04.04.2016. Податель жалобы указывает, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и более 10 лет используется для сельскохозяйственного производства без каких-либо ограничений. Заявление общества о предоставлении в собственность земельного участка и приложенные к нему документы соответствовали нормативно установленным требованиям. На момент предоставления земельного участка в аренду отсутствовали законодательные ограничения в его обороте. В материалы дела представлен кадастровый паспорт, в котором отсутствуют сведения о наличии каких-либо ограничений в использовании земельного участка. Суды не применили к спорным правоотношениям нормы Федерального закона от 24.07.2001 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ).
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Выселковского района (арендодатель) и общество (арендатор) 27.11.2003 заключили договор в„– 0500001942 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1 205 400 кв. м (кадастровый номер 23:05:0301001:3), расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 3,5 км по направлению на северо-запад от окраины ст. Березанской, сроком на 10 лет в целях сельскохозяйственного производства (т. 1, л.д. 63-84). Договор зарегистрирован в установленном порядке 05.10.2006 (т. 1, л.д. 96-98).
Общество 16.12.2014 направило в департамент заявление о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность за плату (т. 1, л.д. 85).
В письме от 23.01.2015 в„– 52-761/15-32.20 департамент уведомил общество об отказе в передаче земельного участка в собственность в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, а также нахождением земельного участка в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Ново-Березанский" (т. 1, л.д. 86-88).
Общество, полагая, что отказ департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей до 01.03.2015 редакции (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Оборот земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и регулируется Законом в„– 101-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Пунктом 4 указанной статьи предусмотрена возможность передачи земельного участка в собственность его арендатора по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Аналогичная норма содержится в статье 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 в„– 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Статья 129 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков является их ограничение в обороте.
Суды установили, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный зоологический заказник регионального значения "Ново-Березанский".
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон в„– 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Пункт 1 статьи 24 Закона в„– 33-ФЗ устанавливает, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункт 3 статьи 22 Закона в„– 33-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона в„– 33-ФЗ создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 данного Закона.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.04.2013 в„– 413 утверждено положение "О государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Ново-Березанский" и его границ" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.3 Положения заказник имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для сохранения, восстановления, воспроизводства ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Краснодарского края, и сохранения среды их обитания.
Заказник образован без ограничения срока действия. Заказник является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении специально уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды. Заказник расположен в центральной части Краснодарского края на землях Кореновского и Выселковского районов. Общая площадь территории заказника составляет 27 961,9 га (пункты 1.4, 1.5 и 1.6 Положения).
В силу статьи 2 Закона в„– 33-ФЗ, пункта 5 статьи 27, пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса земли государственных природных заказников ограничены в обороте.
Нахождение испрашиваемого земельного участка в пределах земель особо охраняемых природных территорий регионального значение повлекло правомерный отказ департамента в предоставлении его в частную собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса). Данное обстоятельство исключает возможность удовлетворения требований общества (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих факт нахождения спорного участка сельскохозяйственного назначения в границах заказника, не принимаются. В материалы дела представлено письмо министерства природных ресурсов Краснодарского края от 15.01.2015 в„– 202-223/15-11.2, из которого следует, что кадастровый квартал 23:05:0301001 попадает в границы зоологического заказника. Спорный земельный участок находится в границах данного квартала (т. 1, л.д. 96, 97, 102). Приведенная информация соответствует содержанию представленного в дело картографического материала (т. 2, л.д. 23, 29).
Аргументы общества о том, что спорный участок не может относиться к землям особо охраняемых природных территорий, поскольку по сведениям государственного кадастра недвижимости отнесен к землям сельскохозяйственного назначения (имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), суд округа отклоняет. Отнесение участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не исключает действие в отношении него правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий. Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 в„– 1882/09.
Согласно статье 2 Закона в„– 33-ФЗ отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
Следовательно, критерием отнесения территории к землям особо охраняемой природной территории в данном случае является совокупность признаков, закрепленных законодателем в статьях 22 - 24 Закона в„– 33-ФЗ, в статье 95 Земельного кодекса, а не категория земель.
Отсутствие в представленном обществом кадастровом паспорте сведений о нахождении земельного участка в границах зоологического заказника, не изменяет и не исключает отнесение спорного земельного участка к землям особо охраняемых природной территории. Данное обстоятельства не лишает суды возможности определить его принадлежность к землям регионального заказника с помощью иных доказательств.
Правомерный довод заявителя о наличии у департамента права запросить заверенную копию документа, удостоверяющего личность представителя (пункты 2.6.3 и 2.6.8 Регламента), с учетом установленных обстоятельств ограничения в обороте спорного участка не влияет на возможность отмены принятых по делу судебных актов.
Иные доводы общества исследовались при производстве по делу в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана верная правовая оценка. Возражения заявителя направлены на переоценку доказательств, исследованных судами с соблюдением норм главы 7 Кодекса. В соответствии с требованиями статей 286 и 287 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса основанием для отмены обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 11.01.2016 и постановления от 04.04.2016 по доводам жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на общество (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу в„– А32-14763/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Я.Е.ВОЛКОВ


------------------------------------------------------------------